• Уведомление о контролируемых сделках по торговым маркам. Оформляем уведомление о контролируемых сделках. Заполнение уведомления о контролируемых сделках на примере

    Налогоплательщики (организации или физлица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, нотариусы и т.д.), совершавшие в календарном году контролируемые сделки, обязаны сообщать об этом налоговикам (ст. 105.16 НК РФ), представив в ИФНС соответствующее уведомление (утв. Приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@).

    Форму уведомления о контролируемых сделках можно скачать .

    Напомним, что контролируемые сделки — это определенные сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами (ст. 105.14 НК РФ). К таким сделкам, в частности, относятся сделки, годовая сумма доходов по которым превышает 60 млн руб. и при этом соблюдаются одновременно два условия (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

    • местом регистрации/жительства/резидентства всех участников сделки является территория РФ;
    • одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая — нет.

    Как заполнить уведомление о контролируемых сделках

    Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках, а также пример заполнения такого уведомления вы найдете в .

    В какую ИФНС представлять уведомление о контролируемых сделках

    Организации (в т.ч. имеющие обособленные подразделения) подают уведомление в ИФНС по месту нахождения своей организации, а физлица (в т.ч. ИП) - по месту своего жительства.

    Организации - крупнейшие налогоплательщики должны представить уведомление в ИФНС, в которой они состоят на налоговом учете в качестве «крупняка».

    В каком виде представлять уведомление о контролируемых сделках

    Налогоплательщик сам решает, в каком виде представлять уведомление: на бумаге или в электронном виде.

    Когда представлять уведомление о контролируемых сделках

    Уведомление о контролируемых сделках подается не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором имели место контролируемые сделки. Т.е., например, при наличии таких сделок в 2015 году уведомление о контролируемых сделках за 2015 год нужно было представить в ИФНС

    Плательщик будет обязан направить налоговикам уведомление о контролируемых сделках за 2017 год в случае, если в указанном году осуществит сделки, подпадающие под соответствующие критерии, предусмотренные законодательством. Критерии контролируемых сделок, порядок составления и направления уведомления рассмотрим в настоящей статье.

    Контролируемые сделки

    Контролируемыми признаются:

    • сделки взаимозависимых субъектов;
    • приравненные к ним сделки.

    В качестве контролируемых НК РФ, в частности, предусматривает сделки с участием лиц, не подпадающих под критерии взаимозависимости, если эти лица:

    • несут лишь функцию организации перепродажи между взаимозависимыми субъектами;
    • не рискуют в смысле, придаваемом понятию предпринимательской деятельности.

    Контроль распространяется и на сделки с компаниями - резидентами стран специально установленного перечня и некоторые другие.

    Взаимозависимые субъекты могут стать объектом специального контроля, заключив сделку, если:

    • доходы по сделкам взаимозависимых лиц составляют свыше 1 млрд. руб.;
    • одна сторона (или несколько сторон) сделки является спецрежимником, а другая сторона (стороны) не является;
    • одна сторона исчисляет налог с прибыли согласно гл. 25 НК РФ , а другая — нет;
    • сторона сделки участвует в инвестпроекте, вследствие чего имеет льготы по налогу на прибыль.

    Для конкретных видов сделок из числа указанных в ст. 105.14 НК РФ предусмотрены лимиты в десятки миллионов рублей. Лишь превышая эти лимиты, стороны рискуют стать объектом рассматриваемого контроля.

    Важно знать и перечень оснований, исключающих возможность рассматриваемого контроля за сделками (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

    Вот некоторые из них:

    • если стороны сделки входят в состав консолидированной группы;
    • если стороны одновременно зарегистрированы в одном регионе, не имеют филиалов и представительств в других регионах, не платят налог на прибыль организаций в других регионах, не показывают убытков, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ ;
    • стороны сделок зарегистрированы на территории нашей страны и др.

    Совершив рассматриваемую сделку, субъекты контроля обязаны направить уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения уведомления можно найти в интернете.

    Уведомление о контролируемых сделках

    Формат направления уведомления зависит от выбора конкретного плательщика и может быть:

    • бумажным;
    • электронным.

    Плательщикам необходимо использовать форму, предусмотренную налоговой службой. Она установлена Приказом от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ . Ее можно скачать с официального сайта ведомства.

    Уведомление, в частности, содержит:

    • информацию о сделке (в том числе о предмете) и ее участниках;
    • указание на сумму доходов или расходов (отдельно указывается сумма по контролируемым сделкам).

    В приложении № 3 к указанному Приказу содержится подробно изложенный порядок заполнения строк уведомления.

    К вышеуказанному Порядку прилагаются перечни отдельных показателей, вносимых в уведомление, в т.ч.:

    • коды способа представления уведомления;
    • коды видов сделок;
    • коды сторон;
    • коды субъектов РФ;
    • коды видов документов, удостоверяющих личность, и т.д.

    Если уведомление в надлежащий срок не будет представлено в соответствующий налоговый орган, плательщик рискует быть привлеченным к ответственности по ст. 129.4 НК РФ . В равной степени санкция может быть применена и при искажении соответствующей информации в уведомлении.

    " № 2/2016

    Статья 129.4 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения. Данная норма введена сравнительно недавно, а потому вызывает немало вопросов. Ответы на некоторые из них можно найти в правоприменительной практике.

    В январе 2016 года Арбитражный суд Московского округа (МО) рассмотрел спор, имеющий важное значение для формирования практики применения ст. 129.4 НК РФ, которая введена сравнительно недавно, а потому вызывает немало вопросов. Напомним, данная статья предусматривает ответственность в виде штрафа (5 000 руб.) за два вида деяний: непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения. Учитывая, что 20 мая 2016 года (дата, до которой налогоплательщикам предписано уведомить налоговые органы о совершенных в 2015 году контролируемых сделках) не за горами, полагаем, выводы, сделанные арбитрами МО касательно применения упомянутой нормы, будут интересны многим читателям.

    Порядок уведомления о контролируемых сделках

    Контролируемые сделки можно условно разделить на две группы: сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к ним (ст. 105.14 НК РФ). В некоторых случаях сделки, соответствующие критериям, на основании которых они признаются контролируемыми, не будут относиться к таковым.

    Например, сделки между взаимозависимыми лицами – сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на уплату ЕСХН, не могут быть квалифицированы в качестве контролируемых на основании пп. 3 и 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (что, впрочем, не исключает признания таких сделок контролируемыми при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей).

    Налогоплательщики, совершающие в календарном году , обязаны уведомить об этом налоговый орган. Сведения о контролируемых сделках указываются налогоплательщиком в специальном уведомлении. Оно подается в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (по месту жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Крупнейшие налогоплательщики подают уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве таковых.

    Обозначенное уведомление может представляться в налоговый орган (п. 2 ст. 105.16 НК РФ):

    • по утвержденной форме на бумажном носителе;
    • по установленным форматам в электронном виде.

    Форма и порядок заполнения уведомления утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

    Уведомление о контролируемых сделках должны подавать все стороны сделки.

    Если уведомление не подать в законодательно закрепленный срок, то в отношении налогоплательщика может быть применена санкция, предусмотренная ст. 129.4 НК РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб. Добавим, сумма данного штрафа не зависит от числа контролируемых сделок, указанных в уведомлении.

    Такой же штраф ожидает налогоплательщика, если он своевременно подаст уведомление, но отразит в нем неполные или недостоверные сведения о контролируемых сделках.

    Вместе с тем налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику шанс самостоятельно совершить работу над ошибками. Так, если он обнаружит в первоначальном уведомлении о контролируемой сделке неполноту сведений, неточности либо ошибки, он вправе направить новое (уточненное) уведомление (абз. 4 п. 2 ст. 105.16 НК РФ). При этом абз. 5 названного пункта гласит: подача уточненного уведомления до момента , когда налогоплательщик узнал, что налоговым органом установлен факт отражения в уведомлении недостоверных сведений, освобождает его от ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ.

    Размышления на тему

    На первый взгляд, в формулировке абз. 5 ст. 129.4 НК РФ нет ничего необычного. Это стандартное условие, устанавливающее определенные преференции для налогоплательщика, выявившего и исправившего ошибки (на этот раз при заполнении уведомления о контролируемых сделках) без какого-либо внешнего влияния со стороны контролирующего органа. Между тем данное впечатление обманчиво.

    Так, в названной норме не уточнено, что следует считать моментом , когда налогоплательщик узнает об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений.

    Здесь уместно напомнить, что производство по делу о преду­смотренных Налоговым кодексом правонарушениях (в том числе по ст. 129.4) должно осуществляться по правилам ст. 101.4 НК РФ. А пунктом 1 названной статьи закреплено, что в случае обнаружения налогового правонарушения (кроме тех, которые рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ) должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт , который затем вручается (или направляется) налогоплательщику. Логично предположить, что если налогоплательщик направляет уточненное уведомление о контролируемых сделках, содержащее достоверные сведения, до получения названного акта , то он вправе рассчитывать на освобождение от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.

    Возникает и второй вопрос: какой именно налоговый орган наделен полномочиями по выявлению недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках и, соответственно, привлечению налогоплательщика к ответственности по обозначенной статье – по месту нахождения налогоплательщика или ФНС?

    Поводом для подобных сомнений стали следующие обстоятельства.

    Изначально уведомление о контролируемой сделке подается в инспекцию по месту нахождения налогоплательщика (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). А затем в течение 10 дней оно направляется в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть в ФНС (п. 5 ст. 105.16 НК РФ), поскольку именно последняя наделена полномочиями по проверке полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). При этом в п. 6 ст. 105.16 НК РФ указано: если территориальный налоговый орган при проведении налоговой проверки или иных мероприятий налогового мониторинга обнаружит факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были отражены в уведомлении, то он обязан сообщить об этом в ФНС и направить не позднее 10 дней с даты извещения ФНС соответствующее уведомление налогоплательщику.

    Между тем способы, которыми налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о направлении извещения и соответствующих сведений в главное налоговое ведомство, ни данная статья, ни какая другая не определяет. Не уточнена также и форма документа, посредством которого инспекторам надлежит уведомить налогоплательщика. А на то, что подобное уведомление должно осуществляться в письменном виде, указывает фраза о его направлении.

    Как видим, ст. 129.4 НК РФ вызывает немало вопросов. Официальные разъяснения о порядке ее применения отсутствуют. В связи с этим выводы, сделанные арбитрами АС МО в Постановлении от 26.01.2016 № Ф05-19629/2015 по делу № А40-71494/2015, представляют интерес, так как в нем даны ответы на вопросы, обозначенные выше.

    На примере конкретной ситуации

    Представим кратко обстоятельства, которые стали поводом для судебного разбирательства.

    Уведомление о совершенных контролируемых сделках за 2012 год общество представило в инспекцию по месту учета 08.11.2013 (по сроку – до 20.11.2013).

    Инспекция, проверив его, обнаружила, что в него не включен ряд сделок с иностранными компаниями, обладающих признаками контролируемой сделки, установленными в ст. 105.14 НК РФ. В связи с чем налогоплательщику было направлено сообщение от 12.05.2014 о несоответствиях (недостоверных сведениях) в уведомлении (то есть о возможном нарушении ст. 105.16 НК РФ). Инспекторы потребовали представить в течение пяти дней пояснения или уточненное уведомление .

    16.06.2014 налогоплательщик направил в инспекцию письмо, в котором сообщил об отказе подать уточненное уведомление (с указанием причин).

    19.08.2014 инспекция составила акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

    При этом до составления акта налогоплательщик 08.08.2014 все-таки представил уточненное уведомление, включив в него сделки, перечисленные в сообщении от 12.05.2014.

    По результатам мероприятий налогового контроля инспекция привлекла (решение от 06.10.2014) общество к ответственности по ст. 129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 2 500 руб., уменьшив предусмотренный данной нормой штраф в два раза, применив смягчающие обстоятельства на основании ст. 112, 114 НК РФ.

    Налогоплательщик, не согласившись с выводами инспекции, сначала обжаловал данное решение в ФНС (оно оставлено в силе), а затем обратился в суд.

    Оспаривая решение территориальных налоговиков, общество привело следующие доводы:

    1. У инспекции не было оснований для привлечения его к ответственности по ст. 129.4 НК РФ ввиду отсутствия события правонарушения, поскольку на дату составления акта уже было представлено уточненное уведомление, которым все перечисленные в акте несоответствия (недостоверные сведения) были исправлены (что совпадает с предположением, высказанным автором ранее).

    2. Территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика не наделен полномочиями на проведение проверки по вопросу своевременного представления уведомления и достоверности отраженных в нем сведений. Такими полномочиями в силу ст. 105.17 НК РФ наделена ФНС.

    Суды (все три инстанции), отклонив оба довода налогоплательщика, признали правомерными действия территориального налогового органа. Какие аргументы они привели при этом?

    Позиция арбитров

    О моменте обнаружения недостоверных сведений

    Почему моментом установления налоговым органом факта неполного отражения сведений о контролируемых сделках в уведомлении нельзя считать дату вручения акта (в данной ситуации – 19.08.2014)?

    Положения ст. 101.4 НК РФ разграничивают понятия «момент обнаружения момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

    Указанная статья предусматривает, что в течение определенного времени со дня выявления нарушения составляется соответствующий акт. Словом, момент его составления может быть значительно позднее даты обнаружения налоговым органом самого нарушения.

    Применительно к рассматриваемому спору подтверждением того, что налоговый орган установил факт отражения недостоверных сведений и налогоплательщик узнал об этом, могут являться в том числе:

    • письмо налогоплательщику о выявленных недостоверных сведениях (ошибках) в уведомлении с предложением о представлении уточненного уведомления;
    • письменные пояснения налогоплательщика, полученные налоговым органом в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ;
    • письмо налогоплательщику с требованием об устранении выявленных нарушений согласно пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ.

    Поэтому моментом , когда общество узнало об установлении налоговым органом факта неполного отражения сведений о контролируемых сделках в уведомлении, является дата получения (17.05.2014) направленного налоговым органом в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ сообщения от 12.05.2014, а не дата составления акта от 19.08.2014.

    В связи с тем, что уточненное уведомление общество представило позднее момента получения указанного сообщения налогового органа, основания для освобождения его от ответственности по ст. 129.4 НК РФ отсутствуют.

    При этом арбитры подчеркнули: сам факт совершения налогоплательщиком правонарушения и процедура привлечения его к ответственности за это правонарушение никак не связаны с преду­смотренным п. 6 ст. 105.16 НК РФ порядком извещения налоговым органом ФНС о выявленных контролируемых сделках и информированием соответствующего налогоплательщика о направлении извещения в ФНС.

    О полномочиях территориальных налоговиков

    Почему арбитры сочли, что именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности представления им уведомления и отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных сведений?

    В соответствии с п. 1 ст. 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), по месту его нахождения.

    Основаниями для проверки ФНС служат (абз. 2 п. 1 названной статьи):

    • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
    • извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
    • выявление контролируемой сделки при проведении ФНС повторной выездной проверки.

    В ходе проверок ФНС вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные ст. 95 – 97 НК РФ. Следовательно, главная налоговая служба в рамках разд. VI ч. I НК РФ осуществляет налогоплательщиков на предмет соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночному уровню цен на основании представленных в территориальные налоговые органы по месту учета уведомлений о контролируемых сделках.

    В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

    Если налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не отражены в уведомлении, то он самостоятельно извещает ФНС о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

    При подаче уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.

    В силу ст. 105.16 НК РФ первичное и уточненное уведомления представляются именно в территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

    С учетом приведенных норм в совокупности судьи пришли к выводу, что именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности подачи налогоплательщиком уведомления, отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных в этом уведомлении сведений.

    При этом территориальный налоговый орган в рамках рассмотрения, анализа и проверки уведомления не проводит налоговый контроль в сфере правильности применения цен с использованием методов, перечисленных в гл. 14.3 ч. I НК РФ, осуществление которого находится в компетенции исключительно ФНС.

    Подведем итоги. Арбитры АС МО считают (Постановление № Ф05-19629/2015 по делу № А40-71494/2015):

    • инспекция по месту нахождения налогоплательщика вправе привлечь его к ответственности по ст. 129.4 НК РФ за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения о таких сделках;
    • следует различать понятия «момент обнаружения налоговым органом фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах» и «момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах»;
    • моментом обнаружения недостоверных сведений в уведомлении является дата получения налогоплательщиком письма с требованием об устранении выявленных нарушений согласно пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ (например, о подаче уточненного уведомления), а не дата составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

    Итак, первые шаги на пути формирования правоприменительной практики в отношении ст. 129.4 НК РФ сделаны. Согласятся ли в дальнейшем арбитры кассационных инстанций других округов с выводами судей МО, покажет время. За неимением ничего другого (пока!), полагаем, имеет смысл прислушаться к ним.

    Необходимо ли включать в уведомление о контролируемых сделках информацию о договоре займа между взаимозависимыми сторонами и начисленных, но не уплаченных по нему процентах, если начисленные проценты не включались в расходы при расчете налога на прибыль в налоговом периоде?

    Если ваша сделка подпадает под критерии контролируемой, то следует подать уведомление с отражением начисленной суммы процентов по займу.

    Несвоевременное представление уведомлений о контролируемых сделках, а также наличие в представленных уведомлениях недостоверных сведений влечет за собой налоговую ответственность в виде штрафа. Размер штрафа установлен Налогового кодекса РФ и составляет 5000 руб.

    Обоснование

    Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    Как оформить и подать в налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках

    Сведения о контролируемых сделках направляются в налоговую инспекцию по местонахождению организации (для крупнейших налогоплательщиков – по месту учета) не позднее 20 мая года, следующего за тем, в котором такие сделки были совершены (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Сведения можно представить в налоговую инспекцию, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

    Если после подачи уведомления в нем были обнаружены ошибки, организация вправе направить в налоговую службу уточненное уведомление. Если размер электронного файла получился слишком большим (больше 256 мегабайт), воспользуйтесь бесплатной программой для деления файлов на несколько частей. Программа размещена в открытом доступе на сайте ФГУП ГНИВЦ . Такие указания содержатся в письме ФНС России от 29 октября 2013 г. № ОА-4-13/19348 .

    Как заполнить уведомление

    Разъяснения по заполнению отдельных реквизитов уведомления приведены в письмах ФНС России от 6 июня 2014 г. № ЕД-3-13/1940 , от 16 мая 2014 г. № ОА-4-13/9463 , от 30 апреля 2014 г. № ОА-4-13/8583 , от 18 апреля 2014 г. № ОА-4-13/7549 , от 1 ноября 2013 г. № ОА-4-13/19652 , от 11 июля 2013 г. № ОА-4-13/12513 , от 2 июля 2013 г. № ОА-4-13/11860 и от 26 октября 2012 г. № ОА-4-13/18182 .

    В частности, если в первичном документе указано дробное значение показателя «Код единицы измерения по ОКЕИ» , округлите его до целого значения по правилам арифметики. Если единица измерения, указанная в первичном документе, не внесена в ОКЕИ , используйте единицы измерения, содержащиеся в этом классификаторе, которые позволят более точно отразить количественную характеристику предмета сделки (например, вместо единицы измерения «100 тонно-километров» нужно использовать единицу «тысяча тонно-километров» – код 450 по ОКЕИ). Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 2 июля 2013 г. № ОА-4-13/11860 .

    Если же уведомление заполняется на основании договоров об оказании услуг, то указывайте единицу измерения «штука» –код 796 по ОКЕИ , или «единица» – код 642 по ОКЕИ . Об этом говорится в письме ФНС России от 16 мая 2014 г. № ОА-4-13/9463 .

    Если код ОКТМО организации состоит из 8 знаков, в последних трех ячейках поля «Код ОКАТО» проставьте нули (письмо ФНС России от 30 апреля 2014 г. № ОА-4-13/8583).

    Сведения о контролируемых сделках должны содержать информацию, указанную в пункте 3 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ: предмет сделки, сведения об участниках, сумму полученных доходов (понесенных расходов) и т. д. Стоимостные показатели внешнеэкономических сделок, выраженные в иностранной валюте, отражайте в уведомлениях в рублях по курсу Банка России на дату совершения операции в иностранной валюте.

    Уведомление включает в себя:

    • титульный лист;
    • раздел 1А – заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок);
    • раздел 1Б – заполняется отдельно по каждому разделу 1А. При этом если сделка предполагает неоднократное получение доходов (признание расходов), для каждого случая оформляется отдельный раздел 1Б;
    • раздел 2 – заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями (независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок);
    • раздел 3 – заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с гражданами, в том числе предпринимателями, адвокатами, нотариусами (независимо от количества разделов 1Б, относящихся к этой сделке или группе однородных сделок).

    Например, уведомление о контролируемой внешнеэкономической сделке может быть оформлено следующим образом .

    Если заполнять разделы 2 или 3 не нужно (контролируемых сделок с такими контрагентами нет), указанные листы необходимо исключить из состава уведомления.

    Следует отметить, что сведения о займах (полученных и выданных) отражаются в уведомлении лишь в том случае, если сумма доходов по сделкам между контрагентами (полученных в т. ч. в виде процентов по займам) превышает пороговое значение контролируемых сделок . Такие сделки указываются в уведомлении только в отношении процентов, подлежащих уплате по договору.

    Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 11 июля 2013 г. № ОА-4-13/12513 .

    Пример заполнения уведомления о контролируемой сделке

    В 2014 году ООО «Альфа» реализовало дочерней организации ООО «Торговая фирма "Гермес"» объект недвижимости общей площадью 2000 кв. м по цене 45 000 руб./кв. м. Стоимость квадратного метра определена и согласована в договоре на основании цен на аналогичные объекты, опубликованные в открытых источниках информации. В марте 2014 года сделка была совершена – право собственности перешло к «Гермесу».

    «Альфа» применяет общую систему налогообложения. «Гермес» применяет упрощенку и платит единый налог с доходов. Других сделок по продаже недвижимости у ООО «Альфа» в 2014 году не было.

    Определив доход по сделке в марте 2014 года в размере 90 000 000 руб. (без НДС), бухгалтер «Альфы» установил, что данная сделка подпадает под определение контролируемой. При этом он учитывал следующие обстоятельства:

    • стороны сделки взаимозависимы ();
    • дочерняя организация освобождена от уплаты налога на прибыль (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 и п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
    • годовой доход по сделке превысил предельное значение в 60 млн руб. (абз. 1 п. 3 ип. 9 ст. 105.14 НК РФ).

    Сведения о контролируемых сделках, совершенных в 2014 году, подаются в ФНС России не позднее 20 мая 2015 года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В связи с этим бухгалтер составил . При подготовке документа бухгалтер руководствовался Порядком , утвержденным приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524 . Коды, необходимые для заполнения формы, бухгалтер брал из приложения 1 к Порядку.

    Заполнение уведомления бухгалтер начал с титульного листа. В нем он указал ИНН, КПП и наименование организации, контактный телефон, код налогового органа, отчетный год – 2014, фамилию, коды ОКТМО и ОКВЭД, имя и отчество руководителя.

    Далее он заполнил раздел 1А формы. В нем бухгалтер указал сведения о сделке – основания и особенности отнесения сделки к контролируемым, вид сделки, источники информации для определения цены договора и величины дохода, признанного в 2014 году.

    После этого бухгалтер заполнил раздел 1Б уведомления. В нем он указал сведения о предмете сделки – его наименование, происхождение, площадь недвижимости, цену за 1 кв. м, номер договора, дату его заключения и дату признания дохода по сделке.

    В заключение бухгалтер заполнил раздел 2 формы, указав в нем сведения о своей дочерней организации.

    20 мая 2015 года руководитель «Альфы» подписал уведомление о контролируемой сделке , которое было представлено в налоговую инспекцию по местонахождению организации.

    На что обратить внимание, уведомляя налоговиков о контролируемых сделках

    Какие сделки отразить в уведомлении

    Что учесть при заполнении разделов уведомления

    За что налоговики могут доначислить 40% от неуплаченной суммы

    В срок до 20 мая 2015 года участники контролируемых сделок отчитываются по установленной форме. Уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2014 году, представляют в инспекцию по своему местонахождению в электронном виде или на бумажном носителе (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Форма и порядок заполнения уведомления приведены в приказе ФНС России от 27.07.12 № ММВ-7-13/524@ .

    - сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с правилами НК РФ. Исключения - сделки, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом по НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
    - участниками которых выступают лица, зарегистрированные в одном субъекте РФ, не имеющие обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ. Причем такие лица не должны уплачивать налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ, иметь убытки;
    - между компаниями, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
    - межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
    - в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами (Федеральный закон от 19.07.98 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»)

    Сделки между взаимозависимыми лицами

    В эту группу сделка попадет, если все стороны являются резидентами РФ и выполняется хотя бы одно из условий (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

    -сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами - резидентами РФ за календарный год превышает 1 млрд. руб.;
    -один из участников сделки применяет специальный режим налогообложения - ЕСХН или ЕНВД, при этом в числе участников есть лицо, не применяющее указанные спецрежимы. А сумма доходов по сделке за календарный год превышает 100 млн. руб.;
    -одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и предметом сделки признается добытое полезное ископаемое, при добыче которого налогообложение производится по ставке, установленной в процентах, а сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. руб.;
    -одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по данному налогу нулевую ставку как участник проекта «Сколково» или регионального инвестиционного проекта, а сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. руб.;
    -одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль (по сравнению с общей системой налогообложения в соответствующем субъекте РФ), а сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. руб.;
    -одна из сторон сделки является оператором нового морского месторождения или владельцем лицензии на пользование недрами на таком месторождении и в целях налога на прибыль учитывает доходы (расходы) по этой сделке в соответствии со статьей 275.2 НК РФ, а сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. руб.

    При заключении договора займа в уведомление попадает только процент

    По такой сделке компания отражает в налоговых расходах только начисленные проценты. Поскольку сама сумма займа не образует ни налоговый доход заемщика, ни налоговый расход заимодавца (подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270 НК РФ). Значит, сумму займа в уведомлении показывать не нужно (о том, какие еще доходы и расходы не нужно отражать в уведомлении, читайте ниже).

    Уведомление о контролируемых сделках — документ, имеющий довольно сложную структуру. Его заполнение характеризуется рядом нюансов, заслуживающих внимания. Изучим их более детально.

    Кто должен подавать уведомление о контролируемых правоотношениях

    Уведомление о контролируемых сделках обязаны сдавать в ФНС:

    1. Взаимозависимые субъекты, подписывающие соглашения, что подлежат контролю со стороны налоговой службы на основании положений ст. 105.1, 105.14 НК РФ и корреспондирующих с ними норм права.
    2. Лица, приравненные к взаимозависимым по п. 1 ст. 105.14 НК РФ и заключающие соглашения, которые подлежат контролю со стороны ФНС.

    Сдается уведомление о контролируемых сделках фирмой до 20 мая года, идущего за тем, в котором были подписаны сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). При непредоставлении документа в отношении фирмы может быть санкционирован штраф на сумму в 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

    Документ сдается по форме, введенной в действие приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

    Изучим особенности работы с ним.

    Уведомление о контролируемых правоотношениях: структура и пример (образец) заполнения документа

    Уведомление о контролируемых сделках — документ, представленный:

    • титульным листом;
    • листом, в котором приводятся данные о стороне сделки, имеющей статус физлица;
    • разделом 1А (в нем указываются сведения о правоотношении или о блоке однородных правоотношений);
    • разделом 1Б (в нем приводятся сведения о предмете правоотношений);
    • разделом 2 (в нем указываются данные о контрагентах, работающих как юрлица);
    • разделом 3 (в нем отражаются сведения о партнерах в статусе физлиц).

    Загрузить образец уведомления о контролируемых правоотношениях вы можете на нашем сайте — по ссылке .

    Критерии однородности, по которым правоотношения могут быть сгруппированы в уведомлении о контролируемых сделках, устанавливаются с учетом норм ст. 105.8 НК РФ, а также мнений контролирующих органов (далее в статье мы рассмотрим подробнее данные критерии).

    Как правило, наибольшей сложностью характеризуется внесение данных в разделы 1А, 1Б, 2 и 3 формы. Изучим, какими нюансами характеризуется работа с ними.

    Инструкция по заполнению уведомления: части 1А и 1Б

    При работе с рассматриваемой частью уведомления о контролируемых сделках нужно иметь в виду, что:

    1. Оформляется столько частей 1А, сколько фирмой было заключено проверяемых ФНС сделок (или групп однообразных правоотношений).
    2. Применение кодов, которые отражаются в документе, осуществляется в соответствии с перечнями, приведенными в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

    Общее количество частей 1Б в документе должно в общем случае соответствовать количеству оформленных частей 1А. То есть по каждому правоотношению (группе однотипных правоотношений), зафиксированному в предыдущем разделе, расписываются сведения в части 1Б:

    • о содержании поставок в рамках контролируемых сделок;
    • о договорах, на основании которых осуществлялись поставки;
    • о стоимости поставок (без НДС);
    • о датах заключения сделок.

    Если в частях 1А и 1Б отражаются данные о группах однотипных правоотношений (в этом случае в графе 1 подраздела II части 1А проставляется код 1), то в уведомлении о контролируемых сделках фиксируется общая стоимость поставок по всем правоотношениям (в графе 1 подраздела III части 1А и графе 140 части 1Б).

    Однако если поставки по сгруппированным правоотношениям осуществлены по разным договорам, заполняется столько частей 1Б, сколько заключено договоров (далее в статье мы изучим данный нюанс подробнее).

    Не знаете свои права?

    Порядок заполнения уведомления: разделы 2 и 3

    Рассматриваемые разделы различаются фактически только по 1 признаку: в разделе 2 фиксируются сведения о партнерах фирмы в статусе юрлиц, а в разделе 3 — физлиц (в том числе ИП). Если проверяемая ФНС сделка подписана только с юрлицом, то раздел 3 не оформляется и не предоставляется в ФНС, если только с физлицом — не оформляется раздел 2.

    При заполнении того или иного раздела следует иметь в виду, что показатель, указываемый в графе 015 («Порядковый номер участника») (она есть в обоих разделах), должен быть тем же, что отражается в графе 050 раздела 1Б. Его значение участник контролируемого правоотношения определяет сам (например, исходя из очередности подписанных «контролируемых» договоров)

    По схожему принципу соотносятся показатели в графе 010, которая есть в разделах 2 и 3 и в графе 010 раздела 1А. Здесь речь идет об определении порядкового номера договора, который также может устанавливаться исходя из очередности подписания конкретного договора.

    Как определить количество разделов 2 или 3

    Количество уникальных экземпляров разделов 2 или 3 рассматриваемого документа в общем сценарии должно быть равным числу разделов 1Б (при том, что их не может быть меньше, чем разделов 1А).

    При этом основными критериями установления количества всех типов разделов следует считать:

    • количество отдельных «контролируемых» договоров;
    • количество групп однородных сделок (по разным контрактам);
    • количество отдельных сделок по одному договору.

    Факт заключения договора или группы договоров по однотипным правоотношениям отражается в разделе 1А, соответствующего договора или отдельного договора в рамках группы — в разделе 1Б (соответственно, и в части 2 или 3 в количестве, равном числу разделов 1Б).

    Изучим подробнее принципы фиксации в уведомлении о контролируемых сделкахинформации об однообразных правоотношениях.

    Как отражаются однообразные сделки в уведомлении

    Есть 2 базовых критерия объединения контролируемых правоотношений по их однотипности (п. 2 ст. 105.7 НК РФ):

    • их предмет — поставка схожих товаров;
    • сопоставимость финансовых условий сделок.

    Под сопоставимостью характеризующих сделки финансовых параметров следует понимать, прежде всего, рентабельность операций по товарам, которые поставляются в рамках контролируемых сделок (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33520). Например, перепродажа плодоовощной продукции — бизнес, который может иметь среднюю рентабельность порядка 15-20%, а перепродажа садового инвентаря — 5-10%. В этом случае поставки овощей по разным договорам могут фиксироваться в уведомлении о контролируемых сделках как одна отдельная группа правоотношений, а поставки инвентаря — как другая.

    При заполнении разделов следует иметь в виду, что:

    • несмотря на несколько договоров, заполняется только 1 лист раздела 1А;
    • число разделов 1Б будет соответствовать числу контрактов (сведения о каждом из них указываются в графах 060 и 065).

    Если каждая поставка по группе однотипных сделок будет осуществляться при неизменности показателей, фиксируемых в графах 030-110, а также 130 в разделе 1Б, то возможно заполнение только 1 листа раздела 1Б при суммировании показателей.

    А если хотя бы один показатель в указанных графах раздела 1Б изменится, то заполняется столько экземпляров данного раздела, сколько было поставок по группе сделок (п. 5.20 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524).

    Несколько правоотношений по одному договору: как заполнить уведомление

    Не исключены ситуации, при которых даже по 1 договору может потребоваться заполнение нескольких групп разделов уведомления о контролируемых сделках (письмо ФНС России от 27.05.2013 № ОА-4-13/9492).

    Это может быть обусловлено тем, что:

    • один договор между субъектами контролируемых отношений может включать несколько сделок;
    • соответствующие сделки могут быть неоднородными (по поставке разных товаров с несопоставимой рентабельностью или поставке товаров и сопутствующему оказанию услуг).

    Например, в договоре на поставку овощей вполне могут фигурировать 2 правоотношения:

    • купля-продажа овощей;
    • доставка овощей транспортом от поставщика.

    В этом случае уведомление о контролируемых сделках будет состоять из двух разделов 1А и 1Б и двух разделов 2 или 3.

    Уведомления о контролируемых сделках сдают в ФНС взаимозависимые бизнесы и приравненные к ним лица. Данный документ состоит из разделов, отражающих сведения о самих правоотношениях и партнерах фирмы в статусе физлиц и юрлиц.