• Лесные сказки — Сладков Н. — Отечественные писатели. Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал Как медведь себя напугал читать

    МДОУ « Детский сад №2 « Колосок»

    Пересказ рассказа

    (по Н. Сладкову)

    Старшая группа

    Воспитатель: Семенова О. В.

    2014год

    Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

    Основные задачи:

    1. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
    2. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
    3. Активизация и обогащение словарного запаса.
    4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

    Оборудование: Предметные картинки: ветка, медведь, белка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.

    1 . Организационный момент .

    В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

    Д: Здравствуйте!

    В: А как ещё можно поздороваться?

    Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

    Ребята, рассмотрите картинки: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

    2. Подготовка к восприятию текста.

    В: Узнайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь) , трусливый (заяц) , болтливая (сорока) , ловкая (белка) , зеленая (ветка) , рогатые (лоси) .

    (Дети называют слова-предметы, изображенные на картинках, подходящие по смыслу.)

    3. Чтение рассказа . Развитие слухового внимания и памяти.

    Ребята, все эти животные и предметы герои рассказа Николая Сладкова «Как медведь сам себя напугал», с которым мы сейчас с вами познакомимся

    Внимательно послушайте рассказ, а потом мы будем его с вами пересказывать.

    Чтение адаптированного рассказа.

    Вошел медведь в темный лес. / Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик во весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

    Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову? /

    Рявкнул медведь, да как даст стрекоча!

    Так медведь сам себя напугал, себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

    По мере чтения педагог указывает предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

    Вам понравился рассказ? О ком этот рассказ? Как вы думаете, это серьезный или шутливый рассказ? В чем же здесь вы видите юмор?

    Все ли слова в рассказе для вас понятны?

    В рассказе встречается много трудных слов. Давайте поговорим о том, что эти слова обозначают (разбор авторских слов и выражений)

    Хрустнула под тяжелой лапой валёжина. Знаете ли вы, что такое валёжина?

    (упавшая сухая ветка)

    Уйти подобру-поздорову. Это как? (пока ничего не случилось, уйти пока цел)

    Как даст стрекоча. Как вы понимаете выражение «дать стрекача»? (убежать быстро, стремительно)

    4.Беседа по содержанию . Развитые диалогической речи. Дети дают полные ответы.

    А теперь мы узнаем как вы внимательно слушали рассказ. Дайте полные ответы на вопросы.

    Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.)

    Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.)

    Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.)

    На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.)

    Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.)

    Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)

    Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)

    Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

    Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)

    Коллективное составление предложений по опорному слову.

    Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

    Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.

    Вошел... Хрустнула... Испугалась... Упала... Затопал... Увидела... Подняла... Решили... Пошли... Услышал... Испугался... Убежал... Так медведь...

    По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.


    6. Физкультминутка. Импровизация движений в такт стихотворению.

    Зайки

    Зайки встали на лужок

    Собираемся в кружок.

    Прыг-скок, прыг-скок,

    (Прыжки на месте, руки перед грудью,ладошки вниз, как лапки)

    Сели зайки на лужок,

    (Присесть на корточки)

    Роют зайки корешок.

    Вот какие зайки

    Зайки-попрыгайки.

    (Изобразить соответствующие движения)

    7. Пересказ рассказа воспитателем Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

    Я расскажу вам рассказ, вы меня внимательно слушайте. А поможет мне в этом схема рассказа.

    8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти.

    Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.

    9. Итог . Оценка работы детей.

    С каким рассказом познакомились?

    Как медведь сам себя напугал

    Вошел в темный лес медведь - хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке - выронила из лапок шишку.

    Упала шишка - угодила зайцу в лоб. Сорвался заяц с лежки - помчался, в гущину.

    На тетеревиный выводок наскочил - переполошил всех до смерти.

    Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался - та крик подняла на весь лес.

    У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе - охотников видит.

    Пошли лоси по лесу кусты ломать!

    Журавлей на болоте вспугнули - те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

    Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!

    Не уйти ли подобру-поздорову?

    Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

    Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб yгодила.

    Так сам себя медведь напугал, сам себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

    Н. Сладков

    Пересказ рассказа

    «Как медведь сам себя напугал»

    (по Н. Сладкову)

    Старшая группа

    Воспитатель: Семенова О. В.

    (по Н. Сладкову)

    Цель:

    Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

    Основные задачи:

    1. Формировать у детей навыки активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

    2. Продолжать учить детей приемам планирования собственного пере­сказа.

    4. Закреплять навыки грамматически правильного оформле­ния высказывания.

    Методические приемы:

    Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графиче­ских схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраи­вание серии картинок к рассказу, графической мнемодорожки; договаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

    Оборудование:

    Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.

    Предварительная работа:

    Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

    Изучение лексической темы «Дикие животные».

    Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой "теме.

    Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные».

    Отгадайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), лов­кая (белка), зеленая (ветка), сильные (лоси).

    Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали. (Еж, волк, лиса)

    3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

    Внимательно послушайте рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

    Чтение адаптированного рассказа.

    Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испу­галась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.



    Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напуган.

    4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы.

    Куда вошел медведь? {Медведь вошел в темный лес.)

    Что хрустнуло под его лапой? {Под лапой хрустнула ветка.)

    - Что сделала белка? {Белка испугалась и выронила шишку.)

    На кого упала шишка? {Шишка упала на зайца.)

    Что сделал заяц? {Заяц затопал по лесу.)

    Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)

    - Что решили лоси? Что они сделали? {Лосирешили, что соро­ка охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)

    Как повел себя медведь? {Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

    - Кто же напугал медведя? {Медведь сам себя напугал.)

    5. Коллективное составление предложений по опорному слову.

    Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

    Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.

    Вошел... Хрустнула... Испугалась... Упала... Затопал... Увидела... Подняла... Решили... Пошли... Услышал... Испугался... Убежал...

    Так медведь...

    По мере составления предложений педагог вместе с детьми вы­страивает графический план рассказа из схем.

    6. Физкультминутка.

    Зайки встали на лужок,

    Собираемся в кружок.

    Прыг-скок, прыг-скок,

    Прыжки на месте, руки перед грудью,

    ладошки вниз, как лапки.

    Сели зайки на лужок,

    Присесть на корточки.

    Роют зайки корешок.

    Вот какие зайки,

    Зайки-попрыгайки.

    Изобразить соответствующие движения.

    7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

    Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.

    8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, па­мяти.

    Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.

    9. Итог. Оценка речевой деятельности детей.

    Что мы сегодня делали на занятии?

    Чему научились?

    Что запомнили?

    Занятие 4.

    (по Г. Скребицкому)

    Цель:

    Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий.

    Основные задачи:

    1. Формировать умение целенаправленного восприятия и анализа текста.

    2. Развивать навыки планирования пересказа (с опорой на на­глядность).

    3. Активизация и обогащение словарного запаса.

    Методические приемы:

    Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графи­ческих схем; выстраивание графической мнемодорожки; дидакти­ческие игры «Назови птенца», «Кто, как голос подает?»; эмпатические упражнения под музыку.

    Оборудование:

    Набор схем для графического плана; предметные картинки: ку­кушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона; медаль­оны с изображением птиц; иллюстрация к рассказу; мяч, аудиоза­пись «Голоса птиц».

    Предварительная работа:

    Изучение лексической темы «Птицы».

    Наблюдения в природе.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Дети рассматривают иллюстрации совы, ястреба, кукушки, вы­вешенные на доске.

    2. Подготовка к восприятию текста.

    Назовите птиц. Сравните их внешний вид. На какую птицу похожа кукушка? Почему вы так решили?

    3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

    - Послушайте историю о встрече мальчика с лесной птицей. Чтение адаптированного рассказа сопровождается демонстра­цией сюжетной картины к рассказу.

    В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку.» Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как зак­ричит: «Ку-ку, ку-ку.» Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястре­бенка похожа.

    Что я прочитала? (Рассказ.)

    4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, слухо­вой памяти.

    На вопросы дети отвечают полным предложением.

    - На кого похожа кукушка?

    5. Выделение действующих лиц рассказа. Активизация предмет­ного словаря, развитие долговременной слуховой памяти.

    Педагог выставляет предметные картинки: кукушки, совы, яст­реба, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.

    Назовите птиц. Отберите картинки, не подходящие к нашему рассказу.

    Дети убирают картинки петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.

    6. Дидактическая игра с мячом «Назови птенца». Развитие навыков словообразования.

    У утки - утенок, а у кукушки - ... {кукушонок), у совы - ...,., у ястреба - ..., у воробья - ..., у гуся - ... и т.д.

    7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?». Расширение и активизация глагольного словаря.

    Давайте поговорим на языке птиц.

    Дети получают медальоны с изображением птиц: кукушки, пе­туха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. Под музыку дети изобра­жают птиц: «летают, поют» разными голосами.

    Что ты делал? {Куковал.) А ты? {Кукарекал.) И так далее {кудахтал, гоготал, крякал, чирикал, каркал.)

    8. Повторное чтение рассказа. Составление плана-схемы рас­сказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

    Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.

    В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделя­ются смысловые отрывки, выстраивается графический план расска­за из схем.

    Какой ему казалась кукушка? {Кукушка ему казалась тол­стенькой, головастой, вроде совы.)

    Опишите птицу, которую он увидел.(Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.)

    - На кого похожа кукушка? {Кукушка похожа на ястребенка.)

    9. Пересказ по плану с наглядной опорой графических схем. Развитие связной речи.

    Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

    10. Подведение итога. Оценка деятельности детей.

    Чем занимались на занятии? Что вы научились делать на занятии?


    Как медведь сам себя напугал. Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.


    Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Медведь Белка Заяц Сорока Лоси


    Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вошёл, остановился, насторожил уши, рявкнул, дал стрекача.


    Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Испугалась, уронила, лопочет.


    Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вскочил, помчался, наскочил, выпугнул.


    Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Крик подняла (закричала), кричит.


    Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Услышали, пошли кусты ломать, кусты ломают.


    План Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вошёл медведь в лес. Белка испугалась. Заяц помчался. Сорока подняла крик. Лоси пошли по лесу. Медведь насторожился и испугался.




    Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.

    Ермилова Снежана Александровна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 122 "Лучистый"
    Населённый пункт: г.Брянск
    Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
    Тема: пересказ рассказа "Как медведь сам себя напугал" (по Н. Сладкову) в старшей логопедической группе
    Дата публикации: 25.03.2016
    Раздел: дошкольное образование

    Конспект занятия

    Пересказ рассказа

    «Как медведь сам себя напугал»

    (по Н. Сладкову)
    в старшей логопедической группе Подготовила и провела воспитатель: Ермилова Снежана Александровна МБДОУ д/с № 122 «Лучистый» г.Брянск
    Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические модели. Программные задачи: 1. Совершенствовать умение детей пересказывать текст с опорой на графические модели. 2. Развивать умение анализировать содержание произведения. 3. Формировать у детей слуховой и зрительный контроль за правильностью составления пересказа. 4. Обучать детей приемам планирования собственного пересказа. 5. Закреплять навыки грамматически правильно строить свое высказывание. 6. Продолжать развивать координация движений и мелкую моторику; 7. Воспитывать культуру речевого общения. 8. Активизировать и обогащать словарный запас.
    Материалы и оборудование:
    Ноутбук, мультимедийная презентация «Как медведь сам себя напугал», предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор графических моделей; Су-Джок и танграммы (по количеству детей); аудиозапись.
    Словарь:
    хрустнула, угодила, гуща леса, насторожил уши, выпугнул, выпорхнул, лопочет, рявкнул, дал стрекача, пошли по лесу кусты ломать.
    Предварительная работа:
     Изучение лексической темы «Дикие животные».  Просмотр презентации «Как медведь сам себя напугал».  Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».  Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.  Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.
    Ход занятия

    1.Оргмомент.
    Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся Сегодня много интересного вас ждет Занятия каждый для себя найдет О лесных зверях хотите узнать? Я помогу вам все понять.
    И с гостем лесным мы будем играть Рассказывать и рассуждать. Воспитатель: А с каким гостем, вы сейчас узнаете, отгадав загадку: Косолапый и большой Спит в берлоге он зимой Любит шишки, любит мед Ну-ка, кто же назовет? Дети: Медведь. Воспитатель: Сейчас мы включим ноутбук и узнаем, правильно ли вы отгадали загадку (включает ноутбук). Чей голос мы слышим? Дети: Это рев медведя. Воспитатель берет игрушку медведя и говорит: Здравствуйте ребята, меня зовут Потапыч. У меня в лесу много друзей. я очень люблю играть и веселиться. Если поиграете со мной в игру, то узнаете с кем я дружу.
    2.Игра «Узнайте, о ком или о чем я говорю» (с шишкой).
    Косолапый, бурый, неуклюжий (медведь), Трусливый, длинноухий, быстрый (заяц), Болтливая, длиннохвостая (сорока), Ловкая, маленькая(белка), Сильные, длинноногие (лоси). Воспитатель: Молодцы ребята, всех друзей Потапыча узнали. Любит Миша с веселым шариком поиграть и нам предлагает руки размять.
    3.Массаж Су – Джок шарами
    . (под музыкальное сопровождение) Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

    4.Игра «Сложи животное» («Танграм»)
    Дети выкладывают из геометрических фигур диких животных) Воспитатель: Медведь рассказал мне интересную историю, которая произошла в лесу. Сядьте прямо, свободно и послушайте, как это было.
    5.Чтение адаптированного рассказа
    Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать. Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал. По мере чтения педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.
    6. Игра: «Скажи по-другому».
    Как можно заменить слова: - Хрустнула (треснула, громко сломалась) - Угодила (попала) - Насторожил (прислушался) - Рявкнул (заревел) - дал стрекача (стал быстро удирать, убегать, уносить ноги) - Пошли лоси по лесу кусты ломать (Лоси бежали по лесу так быстро, что кусты под их ногами ломалис 7.
    Беседа по содержанию
    . (Дети дают полные ответы). - Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.) - Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.) - Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.) - На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.) - Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.) - Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.) - Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.) - Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.) - Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)

    8. Физминутка «Медведь по лесу бродит»
    Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.) Находит в дуплах мед И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.) Облизывает лапу Сластена косолапый, А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».) Медведя прогоняют. А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.) Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.) Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».) Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.) И пчелок вспоминает. (И.Лопухина)
    9. Повторное чтение рассказа.
    - Я прочитаю рассказ еще раз. Запомните его. Модели вам в этом помогут. Выставляются модели в определенной последовательности
    .

    10. Пересказ текста детьми по графическому плану
    (По цепочке, 1-2 ребёнка целиком.)
    11. Анализ рассказов детей.

    12. Итог
    . Нашему гостю Потапычу очень понравилось у нас. Вспомним, ребята, чем сегодня занимались? Нам сегодня помогало пересказывать…? Наш гость приготовил для вас угощения. Скажем ему спасибо! Оставайся Миша, мы с тобой поиграем.

    Страница 6 из 15

    Послушный малыш
    Смотрю, впереди бежит жёлтенький куличок-зуёк. За ним торопятся четыре зуйчонка величиной с напёрсток, на высоких ножках.
    Путь зуйкам пересекла узкая лужица. Зуйчиха на крылья - и перелетела воду. А у зуйчат ещё и крыльев нет - один пух! А всё равно и они не остановились: мах-мах ножками по воде, как по песку! Такие лёгкие, что и вода их держит. Я даже вскрикнул от удивления.
    Зуйчиха-мама оглянулась на меня с того берега лужи и негромко сказала своим зуйчатам: «пи-у!» («ложись»).
    Трое зуйчат были уже на том берегу лужи. Услыхав команду, они разом припали к земле и пропали из глаз: их серо-жёлтые спинки слились с жёлтым песком и серой галькой.
    А четвёртый зуйчонок не успел перебежать лужу - и плюхнулся прямо в воду. Только головка его была на песке, а всё тельце - в воде; он лёг там, где его застала команда «пи-у!».

    Я перешагнул лужу, сел на камень рядом с послушным птенчиком.
    «Дай, - думаю себе, - дождусь, что он дальше будет делать».
    Птенчик лежал не шевелясь. Было ему плохо: вода холодная, пушок намок, пальчики упирались в камешки на дне лужи, - но он не шелохнулся. Даже чёрные бусинки-глазки не моргали. Мама велела лечь, и он послушно лежал.
    Я сидел долго, так долго, что у меня нога затекла. Я шаркнул ею около самого носа зуйчонка, но он не шевельнулся.
    Комары одолели. Один комар сел зуйчонку на голову, проткнул ему носом кожу и стал толстеть, наливаться кровью. На крошечной головке птенчика он казался чудовищем и всё рос, рос на глазах, наполняя брюхо алой кровью зуйчонка.
    Зуйчонок терпел, чуть прижмурив от боли глаза, и не трогался с места.
    А моё терпение лопнуло. Я наклонился и щелчком сшиб комара с бедного птенчика. Потом взял птенчика двумя пальцами поперёк тельца и поднял к своим губам.
    - Полно тебе в прятки играть! - сказал ему. - Беги, догоняй маму.
    Но он не ворохнулся, не моргнул. И остался всё так же неподвижен, когда я положил его на песок - подальше от воды.
    «Уж не умер ли он?» - с тревогой подумал я. И вскочил с камня.
    Это моё движение испугало зуйчиху-маму, скрывавшуюся где-то в камнях дальше на берегу.
    «Кру-кру!» («выскакивай») - крикнула она оттуда.
    В один миг вскочили на ножки все четыре зуйчонка и - чик-чик-чик! - стремглав понеслись к маме.
    Чур-чура!
    «Ну-ну! - сказал я себе. - Если бы я так свою маму слушал в детстве, так, верно, из меня бы вышел толк. Куда уж мне учить таких…»
    И пошёл домой через большое лесное болото.


    Шагаю да шагаю. Вдруг вижу: далеко впереди поднялся с кочки большой журавль и, как-то смешно пригнувшись, убежал в кусты.
    Я сразу сообразил, что это не журавль, а журавлиха и что на той кочке у неё гнездо.
    Подошёл к кочке - верно: в кочке - углубление и в нём на подстилочке из травы лежат два здоровых пятнистых яйца, каждое с мою ладонь. Одно целое, а другое с дыркой наверху. И рядом лежала толстая скорлупка: птенец, видно, сию минуту только сделал себе в яйце окошко.
    Я так и замер на месте: что дальше будет?
    Вдруг из окошка высунулась взъерошенная голова на тонкой шее и покрутила носом.
    Мир, в котором журавлёнок собирался родиться, был полон солнца и яркой зелени.
    - Привет тебе, привет! - громко поздравил я его. - Ну, как тебе здесь у нас, нравится?
    Журавлёнок беспокойно заёрзал, но, видно, не понял, что я стою рядом и разговариваю с ним.
    Тогда я наклонился к нему. Моя тень накрыла гнездо. И вдруг - нырк! - журавлёнок исчез в яйце. В гнезде по-прежнему лежали два очень крупных яйца: одно - целое, другое - с дыркой в скорлупе.
    «Вот это здорово! - удивился я. - Не успел ещё на свет родиться, а уж в прятки играет! Чур-чура, я дома!»
    Вспомнились мне тут говорящие яички серой куропатки, и я подумал: «А может, они тогда не со страха пикали, а между собой сговаривались, как от меня ловчее удрать? И ведь удрали! Видно, птичата, ещё не родясь из яйца на свет, мастера в прятки играть. А я их уму-разуму учить собрался!»
    Размахнулся я корзиночкой, что была у меня приготовлена для будущих моих воспитанников-птенчиков, и закинул её далеко в траву.
    А сам пошёл в деревню - щеночка себе доставать.
    Щенок ни прятаться не умеет, ни плавать. И непослушный. Вот и буду его учить.

    Как медведь сам себя напугал


    Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке - выронила из лапок шишку.
    Упала шишка - угодила зайцу в лоб.
    Сорвался заяц с лёжки - помчался в гущину.
    На тетеревиный выводок наскочил - переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался - та крик подняла на весь лес.
    У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!
    Журавлей на болоте вспугнули - те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.
    Остановился медведь, насторожил уши.
    Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!
    Не уйти ли подобру-поздорову?
    Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!
    Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.
    Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.