• Коучинг сессия на тему одаренные и талантливые дети. Разработка коучинг-сессии на тему «Развитие талантливых и одарённых учеников. Создание ситуаций успеха в обучении

    Название занятия: Дата: Общие цели: Результаты обучения: Ключевые идеи: Задания: Коуч­занятие с фокус­группой коллег «Креативные и инициативные» «Каким должен быть урок для одаренного ребенка в массовой школе?» Участники смогут обсудить проблемы организации обучения одаренных детей в классе; создадут проект образовательной среды урока для ОД; разработают мини­урок для одаренного ребенка. Участники знают: ­ понятие одаренности; ­ как проявляются возможности одаренных детей в совместной деятельности; ­ стратегии обучения одаренных детей. Умеют: ­ работать в группе; ­ использовать стратегии обучения в личных целях. Создают: ­ проект мини­ урока для одаренного ребенка. Модуль «Обучение талантливых и одаренных детей» входит в Программу уровневых курсов. В отношении обучения одаренных и талантливых детей существуют трудности; важно тщательно продумывать, обсуждать и планировать уроки с включением таких детей. 1. Мотивация «Перевоплощение». Сейчас вам предстоит побыть в роли одаренных детей. Надеваем «майку одаренного ребенка». 2. Задание: вы одаренный ребенок, сейчас вы должны записать проблемы, с которыми сталкиваетесь в массовой школе. 3. Просмотр видеоролика «Мир глазами одаренных детей». Как видите, проблем достаточно много. Нам нужно научиться с ними справляться. 4. Задание: Вернемся к своей роли, роли учителя. Какова ваша цель сегодня? 5. Обсуждение схемы урока Участники придумывают девиз, с которым может прийти на урок одаренный ученик. Сообщают свои девизы. Каждый участник должен выделить основные проблемы одаренного ученика. Сопоставляют со «своими» проблемами. Переворачивают «майку – эмблему», записывают свою цель на занятие (чего хотят от сессии) Участники обдумывают ответ в течение 30 секунд. Обсуждение, дискуссия.

    ­ Кто испытывает наибольшие проблемы в обучении? ­ Почему? ­ Почему можно сказать, что одаренные учащиеся находятся в ситуации социального “риска” в обычной учебной среде? ­ Какие эмоциональные характеристики можно дать одаренным детям? ­ Как влияют эмоциональные характеристики одаренных учащихся на учебную деятельность? ­ Вспомните одного из ваших учащихся, для которого данные характеристики являются препятствием или помощником. 6. Опросник «Качества учеников». Согласитесь, не очень комфортно чувствует себя учитель на уроке в классе, где есть одаренные дети. Почему так происходит? Музыкально­танцевальная пауза 7. Деление на группы «Одинаковые картинки». 8. Проектирование образовательной среды урока, способствующей обучению одаренных детей. 9. Сопоставление результатов работы с ресурсом №3. Оценивание собственной работы. 10. Работа в парах по предметным интересам. Ресурсы №4, 5. Проектирование мини­урока. Задача: создать условия для обучения одаренных детей (конкретных учащихся школы) Рефлексия «Прекрасный тюльпан» 11. Презентация мини­уроков. Используют ресурс №1 Называют учащихся, которые учатся у большинства, чтобы затем спроектировать мини­урок предметно. Участники отмечают + или – качества детей, которые им нравятся или не нравятся. Обсуждение. Участники получают картинку и объединяются в группы Заполняют пустографки в таблице. Ресурс №2 Участники изучают ресурсы №4, 5. Создают проект мини­урока, используя предложенные способы или свои наработки. Подведение итогов. Участники

    ­ А сейчас предлагаю вам закрепить на цветке, который символизирует одаренного ребенка, бабочек, на которых запишите, что сможете использовать из материалов занятия в своей работе. помещают стикеры в виде бабочек на цветок, расположенный на доске. Можно записать на стикере пожелание или вопрос.

    Тема: Поддержка одарённых и талантливых детей в школе.

    Цель: Развитие у учителей знаний о понятии «одарённость».
    Расширить представления учителей о способах по поддержке талантливых детей.
    Задачи обучения: 1.Познакомить с качествами одарённых детей в различных сферах через ключевую презентацию.
    2.Рассмотреть различные типы интеллектов, используя ресурс «Соотнесение типов интеллекта с типами заданий»
    3.Способствовать применению приёмов по поддержке одарённых детей, опираясь на практику учителей.

    Результат обучения: Учитель должен:
    Знать качества одарённых детей.
    - утвердить в себе позицию уважения к индивидуальности ученика;
    - отбирать стратегии обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
    Основные (ключевые) идеи: Понятия "одарённость", признаки"одарённого ребёнка".
    Типы интеллектов.

    Тренинг- разминка (+ видеоразминка
    «Тест на эрудицию») Коуч: Я предлагаю Вам, коллеги, интересный тренинг:“Переделай один предмет в другой” Цель: развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями).
    Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю.
    ДВЕРЬ-ВЕЛОСИПЕД, КЛУМБА-БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ, БУТЫЛКА-ДОМ, ДЕРЕВО-БОТИНОК.
    - Как вы думаете, что дала вам разминка?
    5 минут
    Формирование групп: Коуч: Группы сегодня формируются методом импровизированных фантов: один из учителей с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится участник, на которого в данный момент показывает коучер. 2 минуты
    Виды заданий:
    Подходы, используемые при
    выполнении данного задания Действия коуча и действия участников коучинга Время

    Вводное задание. Постановка проблемы: просмотр видео
    «Девочка 3,5 года играет на синтезаторе»
    Обсуждение видео.
    Первое наше задание:
    1-2 группам предлагается записать качества одарённого ребёнка по степени важности. Затем объяснить свой выбор.
    (Можно составить постер)
    3-4 группы: составить «Карту одарённости»
    Заполнить таблицу, распределив основные качества одарённых детей. 1колонка - качества в сфере познавательного развития, 2 – в психосоциальной сфере.
    (Качества даются все вместе, можно разрезать и наклеить)
    Сфера познавательного развития Психосоциальная сфера

    5 группа: эксперты дополняют.
    - Какое впечатление оказало увиденное?
    - Как бы вы определили данную категорию детей?
    - Попробуйте понять, опираясь на наш тренинг, какова будет тема нашего занятия?
    -Современна ли эта тема?

    Как вы определили принадлежность того или иного качества?
    Правильный ответ:

    Логические задания: «Испытайте себя»

    Итоговая рефлексия:

    Чтение притчи
    Каждой группе предлагаются различные задания на
    логику, воображение, знание в разных областях. Необходимо решить задачи, представив себя в качестве детей.

    «Плюс – минус – интересно».

    Притча о маленьком мальчике.
    Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком".
    А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
    А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".
    И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.
    Когда речь идет о творчестве, как найти границы учительского вмешательства? Мы стремимся развивать в наших учениках творческое мышление, но способны ли мы почувствовать минуту, когда лучше не мешать, отойти в сторону и наблюдать рождение индивидуальности?
    Видеоролик. Коуч:
    - Будут ли интересны такие задания детям?
    - Когда и как их можно применять?

    Коуч: послушайте притчу и скажите, почему именно она прозвучала в конце нашего занятия?

    5 мин.
    Ресурсы http://cptd.ippk.arkh-edu.ru
    Презетация Power Point
    Отрывок статьи Н. Роджерса.
    Видеоклип «Мир вокруг нас»
    Бумага, маркеры.
    Можно дать сайты по теме коучинга для последующего ознакомления:
    http://www.effecton.ru/762.html
    http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html
    http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_12a.shtml
    http://www.msph.ru/jornal/arhiv/38/38.pdf

    Коучинг

    Дата: август 2014

    Тема коучинг-сессии

    «Одаренные и талантливые детей в организациях дополнительного образования »

    Модуль

    Обучение талантливых и одаренных учеников

    Презентация, видео, маркеры, ватманы

    Общая цель

    Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми.

    Результаты обучения для учителя

    Учитель сможет:

    Выявлить одаренных и талантливых учащихся в своем классе через наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения;

    Овладеть стратегиями по организации эффективной работы с одаренными и талантливыми детьми;

    Находить пути привлечения родителей для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей.

    Понимать то, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников

    Ключевые идеи, значимые для занятия

    Потребности талантливых и одаренных учеников можно удовлетворить посредством создания инклюзивной среды.

    Совместная групповая работа может быть использована для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.

    Задания высокой сложности и интенсивности могут быть применены для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников

    Ход коучинга

    Этапы проведения занятия

    Время

    65 мин

    Действия преподавателя и действия участников

    Комментарии

    Орг. момент

    2 мин

    Приветствие участников коучинга.

    Деление на группы по методу «Мозаика»

    Рассаживаются в группы по сложившейся картинке

    Погружение в тему

    8 мин

    3 мин

    Видео «Вот это талант»

    Чем удивил Вас видеосюжет?

    Модуль который мы сегодня рассмотрим «Одаренные и талантливые дети».

    Вопросы для дискуссии:

    Почему эта проблема актуальна для нас?

    Какого ребёнка можно назвать одарённым? Талантливым?

    Какой корень в слове одаренный(дар)?

    Является ли такой ребенок даром для вас, в вашей работе?

    Каждый ребенок талантлив и одарен по своему! И наша задача, как учителей разглядеть, поддержать, подтолкнуть и помочь раскрыть наших детей! А какие они у нас? Что я как учитель могу сделать, чтобы развить одаренность в детях? Что поможет мне раскрыть таких детей? Какую методику преподавания я могу использовать? Каждый из участников коучинга задавал себе ни раз эти вопросы !

    Что вы знаете о выявлении талантливых и одаренных учеником?

    Заполнение таблицы «ЗХУ»

    Заполняют первые две колонки таблицы самостоятельно. Озвучивают.

    Задание 1

    3 мин

    «Лесенка». Расположите по степени возрастания слова: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность и расставьте проценты таких детей в наших классах

    Располагают данные им таблички в порядке возрастания

    Задание 2 .

    7 мин

    «Мозговой штурм». Участники коучинга отвечают на вопросы:

    1) Как вы понимаете понятия «Одаренность», «Талантливость»?

    2) Отвечая на вопросы, слушатели приводят свои критерии понимания;

    Видео «Одаренные дети»

    Работа в группах

    Задание 3

    10 мин

      просмотрите видео

      сделайте для себя запись об отличительных чертах одаренного ребенка

      напишите на «лепестках» имена одаренных и талантливых детей(ваших воспитанников)

    Составление «Ромашки» из лепестков с именами одаренных детей

    5 мин

    Представляется презентация для ознакомления «Одаренные и талантливые»

    Задание 4

    10 мин

    Психологи выделяют 6 разрушителей таланта

    1. Неумение ценить время
    Очень часто мы слышим: он талантливый, но очень ленивый, поэтому попусту тратит драгоценное время: дни, месяцы, годы. Однако к детям, это выражение не может иметь никакого отношения, задача родителей, в данной ситуации, разобраться: что кроется за, так называемой, и создать условия для того, чтобы самое ценное время для развития способностей не прошло даром. Талант не должен погибнуть в пустом времяпрепровождении: перед телевизором или за компьютерными играми, об этом и должны позаботиться родители.

    2. Привязка к материальным ценностям
    Как часто, мы слышим из уст родителей: «В будущем твои увлечения не дадут возможности заработать «на кусок хлеба», поэтому не стоит тратить на эти глупости время». Однако – это большое заблуждение взрослых, ребёнок никогда не сможет раскрыть свой талант, если материальные ценности будут стоять на первом месте. И тут должна проявиться мудрость родителей, дабы, дать возможность развиваться способностям ребёнка без привязки к материальным благам.

    3. Школа и талант – понятия не совместимые
    Третий враг таланта – это . Большую часть времени в школе посвящают развитию логики и рационального мышления, тогда как чувства, без которых таланта не существует, остаются за пределами школьной программы. В таких ситуациях рекомендацией для родителей может стать, своевременное выявление таланта ребёнка и перевод его в специализированную школу, там, где способности будут развивать. Это могут быть специализированные художественные школы, спортивные интернаты и тому подобное.

    4. Неуверенность в своих силах
    «У меня ничего не выйдет, лучше и не браться» так часто думает большинство детей, сталкиваясь на пути с трудностями. В данной ситуации уверенность родителей в способностях ребенка должна передаться и ему самому. Этого можно достичь, создавая условия, в которых способности ребёнка максимально проявятся, каждый успех должен закрепляться похвалой и оценкой со стороны взрослых. Это и станет тем фундаментом веры, который поможет бороться с неуверенностью в своих силах .

    5. «Звёздная болезнь»
    Обратной стороной неуверенности, может стать, так называемая, «звёздная болезнь». Она возникает на фоне постоянного восхваления достоинств ребёнка и приводит к тому, что он перестаёт относиться к себе критично. А так как талант – это способности помноженные на усердие, а ребёнок, который уверен, что он уже – гениален, не чувствует необходимости работать над собой, то будущее такого гения весьма прозаично. Поэтому родители должны быть крайне осторожны в своих высказываниях, дабы, не развить у своего чада «звёздную болезнь».

    6. Пагубные привычки
    Данный бич таланта касается уже взрослых дарований, которые однажды почувствовав вкус славы, становятся зависимыми от этого наркотика. И когда эта неверная птица-счастья вылетает в открытое окно, не каждый может справиться с разочарованием, вот тогда и наступает момент истины, и многие гении ищут утешение в вине и наркотиках.

    Таким образом, талант – дело тонкое и чтобы одаренные дети превращались в гениальных взрослых, природный дар необходимо, как алмаз, сначала добыть среди тысячи камней, а затем отдать опытному ювелиру на огранку, дабы, он превратил его в сказочный бриллиант.

    Каждая группа обсуждает данную им ситуацию и составляет рекомендации учителям для работы

    12 мин

    Составление постера «Одаренный и талантливый ученик».

    1) Каждая группа создает модель одаренного ученика с характеристиками и его потребностями. 2) Что мы можем предложить одаренным детям в организациях дополнительного образования?

    3) Защита постера, обоснование своей точки зрения

    Составление постера

    Рефлексия

    5 мин

    Заполнение таблицы «ЗХУ».

    Участники выражают свое мнение с помощью стикеров в каждой графе таблицы, которая заранее была подготовлена.

    Закончить занятие замечательными словами В.А. Сухомлинского:

    «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».

    Заполняют последнюю колонку и озвучивают