Коучинг сессия на тему одаренные и талантливые дети. Разработка коучинг-сессии на тему «Развитие талантливых и одарённых учеников. Создание ситуаций успеха в обучении
Название занятия: Дата: Общие цели: Результаты обучения: Ключевые идеи: Задания: Коучзанятие с фокусгруппой коллег «Креативные и инициативные» «Каким должен быть урок для одаренного ребенка в массовой школе?» Участники смогут обсудить проблемы организации обучения одаренных детей в классе; создадут проект образовательной среды урока для ОД; разработают миниурок для одаренного ребенка. Участники знают: понятие одаренности; как проявляются возможности одаренных детей в совместной деятельности; стратегии обучения одаренных детей. Умеют: работать в группе; использовать стратегии обучения в личных целях. Создают: проект мини урока для одаренного ребенка. Модуль «Обучение талантливых и одаренных детей» входит в Программу уровневых курсов. В отношении обучения одаренных и талантливых детей существуют трудности; важно тщательно продумывать, обсуждать и планировать уроки с включением таких детей. 1. Мотивация «Перевоплощение». Сейчас вам предстоит побыть в роли одаренных детей. Надеваем «майку одаренного ребенка». 2. Задание: вы одаренный ребенок, сейчас вы должны записать проблемы, с которыми сталкиваетесь в массовой школе. 3. Просмотр видеоролика «Мир глазами одаренных детей». Как видите, проблем достаточно много. Нам нужно научиться с ними справляться. 4. Задание: Вернемся к своей роли, роли учителя. Какова ваша цель сегодня? 5. Обсуждение схемы урока Участники придумывают девиз, с которым может прийти на урок одаренный ученик. Сообщают свои девизы. Каждый участник должен выделить основные проблемы одаренного ученика. Сопоставляют со «своими» проблемами. Переворачивают «майку – эмблему», записывают свою цель на занятие (чего хотят от сессии) Участники обдумывают ответ в течение 30 секунд. Обсуждение, дискуссия.
Кто испытывает наибольшие проблемы в обучении? Почему? Почему можно сказать, что одаренные учащиеся находятся в ситуации социального “риска” в обычной учебной среде? Какие эмоциональные характеристики можно дать одаренным детям? Как влияют эмоциональные характеристики одаренных учащихся на учебную деятельность? Вспомните одного из ваших учащихся, для которого данные характеристики являются препятствием или помощником. 6. Опросник «Качества учеников». Согласитесь, не очень комфортно чувствует себя учитель на уроке в классе, где есть одаренные дети. Почему так происходит? Музыкальнотанцевальная пауза 7. Деление на группы «Одинаковые картинки». 8. Проектирование образовательной среды урока, способствующей обучению одаренных детей. 9. Сопоставление результатов работы с ресурсом №3. Оценивание собственной работы. 10. Работа в парах по предметным интересам. Ресурсы №4, 5. Проектирование миниурока. Задача: создать условия для обучения одаренных детей (конкретных учащихся школы) Рефлексия «Прекрасный тюльпан» 11. Презентация миниуроков. Используют ресурс №1 Называют учащихся, которые учатся у большинства, чтобы затем спроектировать миниурок предметно. Участники отмечают + или – качества детей, которые им нравятся или не нравятся. Обсуждение. Участники получают картинку и объединяются в группы Заполняют пустографки в таблице. Ресурс №2 Участники изучают ресурсы №4, 5. Создают проект миниурока, используя предложенные способы или свои наработки. Подведение итогов. Участники
А сейчас предлагаю вам закрепить на цветке, который символизирует одаренного ребенка, бабочек, на которых запишите, что сможете использовать из материалов занятия в своей работе. помещают стикеры в виде бабочек на цветок, расположенный на доске. Можно записать на стикере пожелание или вопрос.
Тема: Поддержка одарённых и талантливых детей в школе.Цель: Развитие у учителей знаний о понятии «одарённость».
Расширить представления учителей о способах по поддержке талантливых детей.
Задачи обучения: 1.Познакомить с качествами одарённых детей в различных сферах через ключевую презентацию.
2.Рассмотреть различные типы интеллектов, используя ресурс «Соотнесение типов интеллекта с типами заданий»
3.Способствовать применению приёмов по поддержке одарённых детей, опираясь на практику учителей.
Результат обучения: Учитель должен:
Знать качества одарённых детей.
- утвердить в себе позицию уважения к индивидуальности ученика;
- отбирать стратегии обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Основные (ключевые) идеи: Понятия "одарённость", признаки"одарённого ребёнка".
Типы интеллектов.
Тренинг- разминка (+ видеоразминка
«Тест на эрудицию») Коуч: Я предлагаю Вам, коллеги, интересный тренинг:“Переделай один предмет в другой” Цель: развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями).
Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю.
ДВЕРЬ-ВЕЛОСИПЕД, КЛУМБА-БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ, БУТЫЛКА-ДОМ, ДЕРЕВО-БОТИНОК.
- Как вы думаете, что дала вам разминка?
5 минут
Формирование групп: Коуч: Группы сегодня формируются методом импровизированных фантов: один из учителей с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится участник, на которого в данный момент показывает коучер. 2 минуты
Виды заданий:
Подходы, используемые при
выполнении данного задания Действия коуча и действия участников коучинга Время
Вводное задание. Постановка проблемы: просмотр видео
«Девочка 3,5 года играет на синтезаторе»
Обсуждение видео.
Первое наше задание:
1-2 группам предлагается записать качества одарённого ребёнка по степени важности. Затем объяснить свой выбор.
(Можно составить постер)
3-4 группы: составить «Карту одарённости»
Заполнить таблицу, распределив основные качества одарённых детей. 1колонка - качества в сфере познавательного развития, 2 – в психосоциальной сфере.
(Качества даются все вместе, можно разрезать и наклеить)
Сфера познавательного развития Психосоциальная сфера
5 группа: эксперты дополняют.
- Какое впечатление оказало увиденное?
- Как бы вы определили данную категорию детей?
- Попробуйте понять, опираясь на наш тренинг, какова будет тема нашего занятия?
-Современна ли эта тема?
Как вы определили принадлежность того или иного качества?
Правильный ответ:
Логические задания: «Испытайте себя»
Итоговая рефлексия:
Чтение притчи
Каждой группе предлагаются различные задания на
логику, воображение, знание в разных областях. Необходимо решить задачи, представив себя в качестве детей.
«Плюс – минус – интересно».
Притча о маленьком мальчике.
Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком".
А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.
Когда речь идет о творчестве, как найти границы учительского вмешательства? Мы стремимся развивать в наших учениках творческое мышление, но способны ли мы почувствовать минуту, когда лучше не мешать, отойти в сторону и наблюдать рождение индивидуальности?
Видеоролик. Коуч:
- Будут ли интересны такие задания детям?
- Когда и как их можно применять?
Коуч: послушайте притчу и скажите, почему именно она прозвучала в конце нашего занятия?
5 мин.
Ресурсы http://cptd.ippk.arkh-edu.ru
Презетация Power Point
Отрывок статьи Н. Роджерса.
Видеоклип «Мир вокруг нас»
Бумага, маркеры.
Можно дать сайты по теме коучинга для последующего ознакомления:
http://www.effecton.ru/762.html
http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_12a.shtml
http://www.msph.ru/jornal/arhiv/38/38.pdf
Дата: август 2014
Тема коучинг-сессии
«Одаренные и талантливые детей в организациях дополнительного образования »
Модуль
Обучение талантливых и одаренных учеников
Презентация, видео, маркеры, ватманы
Общая цель
Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми.
Результаты обучения для учителя
Учитель сможет:
Выявлить одаренных и талантливых учащихся в своем классе через наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения;
Овладеть стратегиями по организации эффективной работы с одаренными и талантливыми детьми;
Находить пути привлечения родителей для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей.
Понимать то, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников
Ключевые идеи, значимые для занятия
Потребности талантливых и одаренных учеников можно удовлетворить посредством создания инклюзивной среды.
Совместная групповая работа может быть использована для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.
Задания высокой сложности и интенсивности могут быть применены для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников
Ход коучинга
Этапы проведения занятия
Время
65 мин
Действия преподавателя и действия участников
Комментарии
Орг. момент
2 мин
Приветствие участников коучинга.
Деление на группы по методу «Мозаика»
Рассаживаются в группы по сложившейся картинке
Погружение в тему
8 мин
3 мин
Видео «Вот это талант»
Чем удивил Вас видеосюжет?
Модуль который мы сегодня рассмотрим «Одаренные и талантливые дети».
Вопросы для дискуссии:
Почему эта проблема актуальна для нас?
Какого ребёнка можно назвать одарённым? Талантливым?
Какой корень в слове одаренный(дар)?
Является ли такой ребенок даром для вас, в вашей работе?
Каждый ребенок талантлив и одарен по своему! И наша задача, как учителей разглядеть, поддержать, подтолкнуть и помочь раскрыть наших детей! А какие они у нас? Что я как учитель могу сделать, чтобы развить одаренность в детях? Что поможет мне раскрыть таких детей? Какую методику преподавания я могу использовать? Каждый из участников коучинга задавал себе ни раз эти вопросы !
Что вы знаете о выявлении талантливых и одаренных учеником?
Заполнение таблицы «ЗХУ»
Заполняют первые две колонки таблицы самостоятельно. Озвучивают.
Задание 1
3 мин
«Лесенка». Расположите по степени возрастания слова: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность и расставьте проценты таких детей в наших классах
Располагают данные им таблички в порядке возрастания
Задание 2 .
7 мин
«Мозговой штурм». Участники коучинга отвечают на вопросы:
1) Как вы понимаете понятия «Одаренность», «Талантливость»?
2) Отвечая на вопросы, слушатели приводят свои критерии понимания;
Видео «Одаренные дети»
Работа в группах
Задание 3
10 мин
просмотрите видео
сделайте для себя запись об отличительных чертах одаренного ребенка
напишите на «лепестках» имена одаренных и талантливых детей(ваших воспитанников)
Составление «Ромашки» из лепестков с именами одаренных детей
5 мин
Представляется презентация для ознакомления «Одаренные и талантливые»
Задание 4
10 мин
Психологи выделяют 6 разрушителей таланта
1. Неумение ценить время
Очень часто мы слышим: он талантливый, но очень ленивый, поэтому попусту тратит драгоценное время: дни, месяцы, годы. Однако к детям, это выражение не может иметь никакого отношения, задача родителей, в данной ситуации, разобраться: что кроется за, так называемой,
и создать условия для того, чтобы самое ценное время для развития способностей не прошло даром. Талант не должен погибнуть в пустом времяпрепровождении: перед телевизором или за компьютерными играми, об этом и должны позаботиться родители.
2. Привязка к материальным ценностям
Как часто, мы слышим из уст родителей: «В будущем твои увлечения не дадут возможности заработать «на кусок хлеба», поэтому не стоит тратить на эти глупости время». Однако – это большое заблуждение взрослых, ребёнок никогда не сможет раскрыть свой талант, если материальные ценности будут стоять на первом месте. И тут должна проявиться мудрость родителей, дабы, дать возможность развиваться способностям ребёнка без привязки к материальным благам.
3. Школа и талант – понятия не совместимые
Третий враг таланта – это
. Большую часть времени в школе посвящают развитию логики и рационального мышления, тогда как чувства, без которых таланта не существует, остаются за пределами школьной программы. В таких ситуациях рекомендацией для родителей может стать, своевременное выявление таланта ребёнка и перевод его в специализированную школу, там, где способности будут развивать. Это могут быть специализированные художественные школы, спортивные интернаты и тому подобное.
4. Неуверенность в своих силах
«У меня ничего не выйдет, лучше и не браться» так часто думает большинство детей, сталкиваясь на пути с трудностями. В данной ситуации уверенность родителей в способностях ребенка должна передаться и ему самому. Этого можно достичь, создавая условия, в которых способности ребёнка максимально проявятся, каждый успех должен закрепляться похвалой и оценкой со стороны взрослых. Это и станет тем фундаментом веры, который поможет бороться с неуверенностью в своих силах
.
5. «Звёздная болезнь»
Обратной стороной неуверенности, может стать, так называемая, «звёздная болезнь». Она возникает на фоне постоянного восхваления достоинств ребёнка и приводит к тому, что он перестаёт относиться к себе критично. А так как талант – это способности помноженные на усердие, а ребёнок, который уверен, что он уже – гениален, не чувствует необходимости работать над собой, то будущее такого гения весьма прозаично. Поэтому родители должны быть крайне осторожны в своих высказываниях, дабы, не развить у своего чада «звёздную болезнь».
6. Пагубные привычки
Данный бич таланта касается уже взрослых дарований, которые однажды почувствовав вкус славы, становятся зависимыми от этого наркотика. И когда эта неверная птица-счастья вылетает в открытое окно, не каждый может справиться с разочарованием, вот тогда и наступает момент истины, и многие гении ищут утешение в вине и наркотиках.
Таким образом, талант – дело тонкое и чтобы одаренные дети превращались в гениальных взрослых, природный дар необходимо, как алмаз, сначала добыть среди тысячи камней, а затем отдать опытному ювелиру на огранку, дабы, он превратил его в сказочный бриллиант.
Каждая группа обсуждает данную им ситуацию и составляет рекомендации учителям для работы
12 мин
Составление постера «Одаренный и талантливый ученик».
1) Каждая группа создает модель одаренного ученика с характеристиками и его потребностями. 2) Что мы можем предложить одаренным детям в организациях дополнительного образования?
3) Защита постера, обоснование своей точки зрения
Составление постера
Рефлексия
5 мин
Заполнение таблицы «ЗХУ».
Участники выражают свое мнение с помощью стикеров в каждой графе таблицы, которая заранее была подготовлена.
Закончить занятие замечательными словами В.А. Сухомлинского:
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
Заполняют последнюю колонку и озвучивают