• Как устроен немецкий танк "пантера". Как устроен немецкий танк "пантера" «Пантеры» в Италии

    Немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Данная боевая машина была создана фирмой MAN в 1941-1942 годах как основной танк Вермахта. «Пантера» была оснащена орудием меньшего калибра чем Тигр и по немецкой классификации считалась - танком со средним вооружением (или по простому- средним танком). В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком, обозначали его как Т-6 или Т-VI. Тяжёлым танком она считалась и у союзников по антигитлеровской коалиции. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с конца зимы (27 февраля) 1944 года фюрер приказал применять для наименования танка только название «Пантера».

    Впервые «Пантера» применялась во время битвы на Курской дуге, потом танки данного типа активно эксплуатировались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению целого ряда экспертов, «Пантера» была лучшим немецким танком Второй мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк обладал целым рядом недостатков, был сложен и дорог в строительстве и эксплуатации. На основе «Пантеры» производились противотанковые самоходные артиллерийские установки «Ягдпантера» и целый ряд специальных машин для инженерных и артиллерийских частей Вермахта.

    История создания

    Разработки по проектированию нового среднего танка, предназначенного для замены PzKpfw III и PzKpfw IV, стартовали в 1938 году. Проект такой боевой машины массой 20 тонн, над которым трудились фирмы «Даймлер-Бенц», «Крупп» и MAN, получил обозначение VK 20.01. Создание новой машины продвигалось довольно медленно, потому что надёжные и проверенные в боях средние танки вполне отвечали требованиям немецких военных. Но, к осени 1941 года конструкция шасси была в основном проработана. Однако к этому времени ситуация изменилась.

    После начала войны с Советским Союзом немецкие войска повстречались с новыми советскими танками - Т-34 и КВ. Изначально советская техника не заинтересовала немецких военных, но к осени 1941 года темпы немецкого наступления стали падать, а с фронта стала поступать информация о существенном превосходстве новых советских танков - особенно Т-34 - над машинами Вермахта. С целью изучения советских танков немецкими военными и технарями была создана спецкомиссия. В неё вошли ведущие немецкие конструкторы бронетанковой техники (в частности Ф. Порше и Г. Книпкамп). Немецкие инженеры детально изучили все достоинства и недостатки Т-34 и других советских танков, после чего приняли решение о необходимости принятия в немецком танкостроении таких новшеств, как наклонное размещение брони, ходовая часть с большими катками и широкими гусеницами. Работы над 20-тонным танком были свёрнуты, вместо этого 25 ноября 1941 года фирмам «Даймлер-Бенц» и MAN был дан заказ на создание прототипа 35-тонного танка с применением всех этих конструктивных решений. Перспективный танк получил условное обозначение «Пантера». Для определения наиболее подходящего для вермахта прототипа также была создана «Панцеркомиссия» из ряда видных военных деятелей Третьего рейха.

    Весной 1942 года оба подрядчика показали свои прототипы. Опытная машина фирмы «Даймлер-Бенц» внешне сильно напоминала Т-34. В своём стремлении добиться сходства с «тридцатьчетвёркой» они предложили даже оборудовать танк дизельным двигателем, хотя большая нехватка дизельного топлива в Германии (оно в подавляющем большинстве шло на нужды подводного флота) делало данный вариант абсолютно бесперспективным. Адольф Гитлер проявлял большой интерес и склонялся к данному варианту, фирма «Даймлер-Бенц» даже получила заказ на 200 машин. Но всё же в итоге заказ был аннулирован, а предпочтение было отдано конкурирующему проекту фирмы MAN. Комиссия отметила целый ряд преимуществ проекта MAN, например более удачную подвеску, бензиновый двигатель, лучшую манёвренность, меньший вылет орудийного ствола. Также были мнения, что схожесть нового танка с Т-34 приведёт к путанице боевых машин на поле боя, а следовательно и потерям от своего же огня.

    Прототип фирмы MAN был сделан целиком в духе немецкой танкостроительной школы: переднее размещение трансмиссионного отделения и заднее - моторного, индивидуальная торсионная «шахматная» подвеска конструкции инженера Г. Книпкампа. В качестве главного вооружения танк оснащался указанной фюрером 75-мм длинноствольным орудием фирмы «Рейнметалл» (Rheinmetall). Выбор в пользу небольшого калибра определялся желанием получить высокую скорострельность и большой перевозимый боезапас внутри танка. Интересно, что в проектах обеих фирм немецкие инженеры сразу же отказались от подвески типа Кристи, применявшейся в Т-34, сочтя её конструкцию негодной и устаревшей. Над созданием «Пантеры» трудилась большая группа сотрудников фирмы MAN под руководством главного инженера танкового отдела фирмы П. Вибикке. Также огромный вклад в проектирование и создание танка внёс инженер Г. Книпкамп (ходовая часть) и конструкторы фирмы «Рейнметалл» (орудие).

    После выбора прототипа стартовала подготовка к быстрейшему пуску танка в серийное производство, которое стартовало в первой половине 1943 года.

    Производство

    Серийное производство PzKpfw V «Пантера» продолжалось с января 1943 года по апрель 1945 года включительно. Помимо фирмы-разработчика MAN «Пантеру» производили такие известные немецкие концерны и предприятия, как «Даймлер-Бенц», «Хеншель», «Демаг» и др. Всего в создании «Пантеры» учавствовало 136 смежников, распределение поставщиков по узлам и агрегатам танка было таким:

    Бронекорпуса - 6;
    -двигатели - 2;
    -коробки перемены передач - 3;
    -гусеницы - 4;
    -башни - 5;
    -вооружение - 1;
    -оптика - 1;
    -стальное литьё - 14;
    -поковки - 15;
    -крепёж, прочие узлы и агрегаты - остальные предприятия.
    Кооперация в создании «Пантеры» была очень сложной и довольно развитой. Поставки важнейших узлов и агрегатов танка дублировались, делалось это для того, чтобы избежать перебоев в снабжении при разных нештатных ситуациях. Это оказалось очень полезным, поскольку местоположение принимавших участие в процессе производства «Пантеры» предприятий было известно командованию военно-воздушных сил союзников, и почти все они испытали на себе довольно успешные бомбовые удары противника. В итоге руководство Министерства вооружений и боеприпасов Третьего рейха было вынуждено вывезти часть производственного оборудования в небольшие поселения, менее привлекательные для массированных бомбовых ударов союзников. Также производство узлов и агрегатов «Пантеры» был организован в различного рода подземных укрытиях, ряд заказов был отдан мелким предприятиям. Поэтому начального плана по выпуску 600 «Пантер» в месяц ни разу достичь так и не удалось, максимум серийного производства пришёлся на июль 1944 года - тогда заказчику было сдано 400 машин. Всего было произведено 5976 «Пантер», из них в 1943 году - 1768, в 1944 году - 3749, в 1945 году - 459. Таким образом, PzKpfw V стал вторым по численности танком Третьего рейха, уступив по объёмам выпуска лишь PzKpfw IV.

    Описание конструкции

    Броневой корпус и башня

    Корпус танка делался из катаных поверхностно закалённых броневых плит средней и низкой твёрдости, соединённых «в шип» и сваренных двойным швом. Верхняя лобовая деталь (ВЛД) толщиной 80 мм имела рациональный угол наклона в 57 град. относительно нормали к горизонтальной плоскости. Нижняя лобовая деталь (НЛД) толщиной 60 мм монтировалась под углом 53 град. к нормали. Полученные при обмере трофейной «Пантеры» на полигоне в Кубинке данные несколько отличались от вышеприведённых: ВЛД толщиной 85 мм имела наклон 55 град. к нормали, НЛД - 65 мм и 55 град. соответственно. Верхние бортовые листы корпуса толщиной 40 мм (на поздних модификациях - 50 мм) наклонены к нормали под углом 42 град., нижние монтировались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм наклонён к нормали под углом 30 град.. В крыше корпуса над отсеком управления были люки-лазы для механика-водителя и стрелка-радиста. Крышки люков приподнимались вверх и сдвигались в сторону, как и на современных танках. Кормовая часть корпуса танка разделялась броневыми перегородками на 3 отсека, при преодолении водных преград ближние к бортам танка отсеки могли заполняться водой, но в средний отсек, где находился двигатель, вода не попадала. В днище корпуса были оборудованы технологические люки для доступа к торсионам подвески, спускным кранам системы питания, охлаждения и смазки, откачивающей помпе и спускной пробке картера коробки переключения передач.

    Башня «Пантеры» представляла собой сварную конструкцию из катаных броневых листов, соединённых «в шип». Толщина бортовых и кормовых листов башни 45 мм, наклон к нормали 25 град.. В передней части башни в литой маске оборудовалась пушка. Толщина маски орудия 100 мм. Вращение башни происходило при помощи гидравлического механизма, осуществлявшего отбор мощности от двигателя танка; скорость вращения башни зависела от оборотов двигателя, при 2500 об/мин время поворота башни составляло 17 секунд вправо и 18 секунд влево. Помимо этого был предусмотрен и ручной привод вращения башни, 1000 оборотов маховика соответствовала повороту башни на 360 град.. Башня танка была неуравновешена, из-за чего её поворот вручную при крене более чем 5 град. был в принципе невозможен. Толщина крыши башни равна 17 мм, на модификации Ausf. G её увеличили до 30 мм. На крыше башни оборудовалась командирская башенка, с 6 (позднее с 7) смотровыми приборами.

    Двигатель и трансмиссия

    На первых 250 танках оборудовался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Maybach HL 210 P30 объёмом 21 л. С конца весны 1943 года его заменил Maybach HL 230 P45. На новом двигателе были увеличены диаметры поршней, рабочий объём двигателя возрос до 23 л. По сравнению с моделью HL 210 P30, на которой блок цилиндров был алюминиевым, эта деталь у HL 230 P45 делалась из чугуна, из-за чего масса двигателя возросла на 350 кг. HL 230 P30 развивал мощность 700 л. с. при 3000 об/мин. Максимальная скорость машины с новым двигателем не увеличилась, но запас тяги вырос, это разрешило более уверенно преодолевать бездорожье. Интересная особенность: коренные подшипники коленчатого вала двигателя были не скольжения, как это принято везде в современном двигателестроении, а роликовыми. Таким образом создатели двигателя экономили (ценой повышения трудоёмкости изделия) невозобновляемый ресурс страны - цветные металлы.

    Трансмиссия состояла из главного фрикциона, карданной передачи, коробки переключения передач (КПП) Zahnradfabrik AK 7-200, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. Коробка передач - трёхвальная, с продольным расположением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерён и простыми (безынерционными) конусными синхронизаторами для включения передач со 2-й по 7-ю. Картер коробки скоростей - сухой, масло очищалось и подавалось под давлением прямо в точки зацепления шестерён. Управлять танком было очень легко: выставленный в нужную позицию рычаг КПП вызывал автоматический выжим главного фрикциона и переключение нужной пары.

    КПП и механизм поворота делались в виде единого агрегата, это уменьшало количество центровочных работ при сборке танка, но демонтаж габаритного узла в полевых условиях был довольно трудоёмкой операцией.

    Приводы управления танком - комбинированные, с гидросервоприводом следящего действия с механической обратной связью.

    Ходовая часть

    Ходовая часть танка с «шахматным» размещением опорных катков конструкции Г. Книпкампа обеспечивала хорошую плавность хода и более равномерное распределение давления на грунт по опорной поверхности в сравнении с другими техническими решениями. С другой стороны, данная конструкция ходовой части была сложна в производстве и ремонте, а также имела большую массу. Для того, чтобы заменить один каток из внутреннего ряда нужно было сначала демонтировать от трети до половины внешних катков. На каждый борт танка приходилось по 8 опорных катков большого диаметра. В качестве упругих элементов подвески применялись двойные торсионы, передняя и задняя пара катков оснащалась гидравлическими амортизаторами. Ведущие катки - передние, со съёмными венцами, зацепление гусениц цевочное. Гусеницы стальные мелкозвенчатые, каждая из 86 стальных траков. Траки литые, шаг трака 153 мм, ширина 660 мм.

    Вооружение

    Главным вооружением танка была 75-мм танковая пушка KwK 42 производства фирмы «Рейнметалл-Борзиг». Длина ствола орудия 70 калибров / 5250 мм без учёта дульного тормоза и 5535 мм вместе с ним. К главным конструктивным особенностям пушки относятся:

    Полуавтоматический вертикальный клиновый затвор копирного типа;
    -противооткатные устройства:
    -гидравлический тормоз отката;
    -гидропневматический накатник;
    -подъёмный механизм секторного типа.
    Ведение огня из орудия было возможно только снарядами с электрозапальной втулкой, кнопка электроспуска располагалось на маховике подъёмного механизма. В критических ситуациях экипаж включал прямо в цепь затвора орудия индуктор, «кнопка» которого, срабатывавшая от удара ногой наводчика обеспечивала выстрел в любой ситуации - качнувшаяся в поле постоянного магнита катушка соленоида давала необходимую ЭДС электрозапалу снаряда. Индуктор включался в цепь затвора при помощи штепселя, как настольная лампа. Башня была оснащена устройством продувки канала орудия после выстрела, оно состояло из компрессора и системы шлангов и клапанов. Воздух для продувки отсасывался из короба гильзоулавливателя.

    Боекомплект пушки состоял из 79 выстрелов для модификаций A и D и 82 выстрелов для модификации G. В боекомплект входили бронебойные снаряды Pzgr. 39/42, подкалиберные снаряды Pzgr. 40/42 и осколочно-фугасные Sprgr. 42.

    Выстрелы укладывались в нишах подбашенной коробки, в боевом отделении и отделении управления. Орудие KwK 42 имело мощную баллистику и на момент своего создания было способно поражать практически все танки и САУ стран антигитлеровской коалиции. Лишь появившийся в середине 1944 года советский танк ИС-2 со спрямлённой ВЛД имел лобовое бронирование корпуса, надёжно защищавшее его от снарядов пушки «Пантеры» на главных дистанциях боя. Американские танки M26 «Першинг» и малосерийные M4A3E2 «Шерман Джамбо» также имели броню, которая была способна защитить их в лобовой проекции от снарядов KwK 42.

    Таблицы бронепробиваемости для 75-мм танковой пушки KwK 42

    Показанные данные относятся к немецкой методике измерения пробивной способности. Показатели бронепробиваемости могут довольно заметно отличаться при применении различных партий снарядов и различной по технологии изготовления брони.

    С пушкой был спарен 7,92-мм пулемёт MG-34, второй (курсовой) пулемёт располагался в лобовом листе корпуса в бугельной установке (в лобовом листе корпуса была оборудована вертикальная щель для пулемёта, закрываемая броневой заслонкой) на модификации D и в шаровой установке на модификациях A и G. Командирские башенки танков модификаций A и G были приспособлены для оборудования зенитного пулемёта MG-34 или MG-42. Общий боекомплект патронов для пулемётов составлял 4800 патронов у танков Ausf. G и 5100 для «Пантер» Ausf. A и D.

    В качестве средства обороны от пехоты танки моделей A и G оборудовались «устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat), мортиркой калибра 56 мм. Мортирка размещалась в правой задней части крыши башни, в боекомплект входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные гранаты.

    «Пантеры» модификации D оборудовались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF-12, на танки модификаций A и G монтировался более простой монокулярный прицел TZF-12А, который представлял собой правую трубу прицела TZF-12. Бинокулярный прицел обладал кратностью 2,5х и полем зрения 30 град., монокулярный - переменную кратность 2,5х или 5х и поле зрения 30 град. или 15 град. соответственно. При изменении угла возвышения орудия отклонялась только объективная часть прицела, окулярная продолжал оставаться неподвижной; благодаря этому достигалось удобство работы с прицелом на всех углах возвышения пушки.

    Также на командирские «Пантеры» стали устанавливать новейшую технику - приборы ночного видения: на командирские башенки монтировались инфракрасные прожектора-осветители мощностью 200 Вт плюс приборы наблюдения, которые позволяли осматривать и наблюдать за местностью с дистанции 200 метров (при этом водитель такого прибора не имел и управлял машиной, руководствуясь указаниями командира).

    Чтобы вести стрельбу ночью, был необходим более мощный осветитель. Для этого на полугусеничном бронетранспортере SdKfz 250/20 был оборудован инфракрасный прожектор Uhu мощностью 6 кВт, обеспечивавший работу прибора ночного видения на дистанции 700 метров. Испытания его прошли удачно, и фирма Leitz-Wetzlar произвела 800 комплектов оптики для ночных приборов. В ноябре 1944 года панцерваффе получили 63 «Пантеры», оборудованные первыми в мире серийными активными приборами ночного видения.

    ТТХ

    Боевая масса, т: 44,8
    -Компоновочная схема: отделение управления спереди, моторное сзади
    -Экипаж, чел.: 5


    Размеры:

    Длина корпуса, мм: 6870
    -Длина с пушкой вперёд, мм: 8660
    -Ширина корпуса, мм: 3270
    -Высота, мм: 2995
    -Клиренс, мм: 560

    Бронирование:

    Тип брони: катаная низкой и средней твёрдости поверхностно закалённая
    -Лоб корпуса (верх), мм/град.: 80/55 град.
    -Лоб корпуса (низ), мм/град.: 60/55 град.
    -Борт корпуса (верх), мм/град.: 50/30 град.
    -Борт корпуса (низ), мм/град.: 40/0 град.
    -Корма корпуса (верх), мм/град.: 40/30 град.
    -Корма корпуса (низ), мм/град.: 40/30 град
    -Днище, мм: 17-30
    -Крыша корпуса, мм: 17
    -Лоб башни, мм/град.: 110/10 град.
    -Маска орудия, мм/град.: 110 (литая)
    -Борт башни, мм/град.: 45/25 град.
    -Корма башни, мм/град.: 45/25 град.


    Вооружение:

    Калибр и марка пушки: 7,5 cm KwK 42
    -Длина ствола, калибров: 70
    -Боекомплект пушки: 81
    -Пулемёты: 2 х 7,92 MG-42

    Подвижность:

    Тип двигателя: V-образный 12?цилиндровый карбюраторный
    -Мощность двигателя, л. с.: 700
    -Скорость по шоссе, км/ч: 46
    -Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25-30
    -Запас хода по шоссе, км: 250
    -Удельная мощность, л. с./т: 15,6
    -Тип подвески: торсионная
    -Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,88

    19 февраля 2020 г. Определились очередные призеры по итогам зрительских голосований. Смотреть .

    Неизвестная Ягдпантера

    Vladislav Belinski aka Vlad Belinski

    просмотр фото в отдельном окне
    просмотр фото в режиме "lightbox"

    Вступление.

    Матчасть моделиста.

    Где-то 1,5 года тому назад приобрёл Тамиевскую Ягдпантеру с целью в конце-то концов построить модель по настоящему а то это моя самая любимая самоходка всех времен и народов, пытался построит её аж 3 раза (2 раза из Италовских дров и один раз из Тамиевского набора), а до сих пор толковой модели так и нет. Вроде достаточно известная самоходка а материалов по ней кот наплакал. На русском языке по ней вышла всего одна книжка из "Военно-техническои серии" номер 100. Это перевод западных изданий с великолепной графикой стыренной из японского издания "Ground Power".
    Тамиевская модель именуется как поздняя и в инструкции предлагается возможность установки выхлопной системы от Пантеры А. Начал я вникать в особенности матчасти и понял что вопросов гораздо больше чем ответов на них. Процесс сбора информации, ее систематизации занял почти год.
    Естественно статья планировалась вместе с сравнительным обзором Тамии и Драгона а также постройкой модели. Но все как то нескладывалось и я стал обрастать интересными коробками которые впоследнее время обрушились на любителей немецкой брони, и я понял что до готовой модели ещё очень далеко, а ошибки так и кочуют из издания в издание да и коллеги обращаются за помощью вот я и созрел для написания статьи.

    Ядпантера из 654 батальона истребителей танков. Обычно их называют поздними, хотя не всё так просто. Это типичная MID или если быть полностью корректным это поздняя G1. Новая маска пушки которая пошла в серию с сентября 1944 года, при этом корпус всё ещё ранний присутствует даже вырез под левый перископ мехвода. Впечатляет количество снарядных отметин на лобовой броне.

    Начало пути. Пpототипы.

    Еле удержался что бы не начать расписывать всех технических достоинств и выдающихся ТТХ этой самоходки и решил ограничится только информацией интересной для моделистов.
    И так начнём по-порядку.
    Прототипов было два V101 и V102.

    Следовательно прототипы имели такие же особенности.">>

    Одна из первых серийных машин (наличие циммерита). Видно что вначале производства использовалась надмоторная плита от Пантеры А, поэтому установлена глухая заглушка на воздухозаборнике шнорхеля. Выхлопная сиситема от ранней Пантеры А (отсутствуют дополнительные вентиляционные трубки вокруг левой выхлопной трубы. Домкрат установлен лёжа под выхлопными трубами (домкрат 15 тонный).
    Следовательно прототипы имели такие же особенности.

    Характерные воздухозаборники для ягдпантер начиная от прототипов и на всеx G1 как ранних так и поздних.Перeдние узкие - являются уникальными для Ягдпантер. Они были даже уже стандартных G-шных решёток, поперечных планки только 2, таким образом получаются как бы 6 окошек а не 8 как на стандартных G-шных. Задние - стандартные от Пантеры А. Крyглые решётки над вентиляторами как на Пантерах А.

    Jagdpanther Ausf.G1.

    Официальное название Ягдпантер менялось 18 раз. Пока наконец то 27 февраля 1945 не было принято название Jagdpanther G1. Изменения вносились постепенно иногда всплывали старые детали на более новых машинах, поэтому на мой взгляд основным отличием поздних G1 от G2 является задняя часть корпуса. Попробую разложить всё по полочкам. Самыми многочисленными являлись G1, они пошли в серию в январе 1944 года и выходили с конвеера вплоть до конца февраля 1945 года. Ихняя основная отличительная черта - это задняя часть корпуса от Пантеры Ausf.А. Наверно правильнее сказать мотoрным отсеком от Пантеры Ausf.А, а уже отсюда вытекают крыша моторного отсека от Пантеры Ausf.А, с некоторыми изменениями, и выхлопная система от А-шки.
    Ягдпантеры Ausf.G1 я бы разделил на ранние и поздние.
    Более ранняя классификация не является верной в связи с новыми фактами. Старая классификация делила Ядпантеры на ранние и поздние. К ранним относили циммериченные Ягдпантеры с ранней маскои пушки и моноблочным стволом орудия. А к поздним без циммерита с новои маской пушки и составным стволом. Здесь хочу остановится на ещё одном заблуждении или даже глупости. Некоторые авторы пишут что на ранних машинах маска приваривалась. Лично у меня это сразу вызвало сомнения, я как не приглядывался сварки там не видел, ну а когда в нашу жизнь ворвался инернет, то всё сразу стало ясным. В интернете лежали фото интерьера где отчетливо видно что раняя маска прикручивалась болтами, только не снаружи а внутри. Т.е. авторов даже не мучил вопрос а как тогда было менять коробку передач?
    Корпуса для Ягдпантер производились единственным заводом Brandenburger Eisenwerke. Серийные номера корпусов были такими же как и серийные номера Ягдпантер. Самый последний серийный номер корпуса известный на сегодня это 300795. Что говорит о том что даже половина из них не была достроена в законченную Ягдпантеру.
    Серийные номера корпусов и самих Ягдпантер не всегда были одинаковыми. Так например Ягдпантера с сеpийным номером 300099 имелa корпус 300185, Ягдпантера 300100 имела корпус 300177, Абердинская G1 с серийным номером 303018 (MNH-ские Ягдопантеры имели номера начиная с 303001) имееет корпус 300294.
    Но тем не менее сначала использовался задел корпусов с 16 мм крышей(50 штук), только после этого перешли на копруса с 25 мм крышей(начиная с корпуса 300051). Так же сначала доделали все корпуса G1 и только после этого перешли на корпуса G2.
    Корпуса с 16 мм крышей легко отличить по комбашенке (или как её там)с вращающейся крышей и смотровыми приборами. Её верхняя часть была скрyглённая а крыша возвышалась и заходила на борта башенки. А у башенки устанавливаемой на 25 мм крышу рубки, крыша была утоплена и находилась на одном уровне с верхним срезом, скруглние исчезло.
    На корпусе с 16мм крышей вырез под подвижную защиту выреза в крыше под прицел орудия был глубже,а следовательно и шире. А на 25mm крыше защита приподнялась и вырез под неё едва заметен.

    Внутренности ранней Ягдпантеры из Лондонского Королевского Военного Музея. Хорошо видно что маска крепилась болтами изнутри.

    К ранним G1 я бы отнес машины выпуска с января 1944 года по сентябрь 1944 года. А к поздним G1 с сентября по декабрь 1944 года. Потому что в сентябре произошли 2 серьёзных изменения - отказ от циммерита, и новая неподвижная часть маски пушки которая крепилась 8-ю наружными болтами. Причём эту маску можно поделить на раннюю и позднюю. Сначала новая маска имела почти такую же конфигурацию как и старая, а с октября 1944 года нижняя часть стала более массивной и нижние болты оказались утопленными в ней (наверно это и было сделано что бы их защитить).

    Серийный выпуск начался с января 1944 года на заводах фирмы MIAG, хотя первые машины с трудом можно назвать серийными, т.к. месячный выпуск можно было сосчитать по пальцам. А в июне 1944 года американцы удачно отбомбились по MIAGу, в результате серьёзно пострадала производственная база и выпуск снова упал, в июне удалось построить только 6 Ягдпантер. В октябре 1944 года союзники снова очень удачно отбомбились и выпуск снова упал.Стало ясно что MIAG не справится с заказом и к выпуску был подключен MNH, Который в ноябре 1944 года выпустил свои первые охотничьи пантеры. В Декабре к выпуску подключилась MBA. Об этих декабрьскиx охотницах мы поговорим позднее, они заслуживают у брата моделиста особого внимания.

    Первая серийная машина FG300001. Поскольку все циммериченные машины были выпущены на MIAG, то рисунок циммерита на всех был один и тот же - квадратиками. Обратите внимание на то что помимо противодождевой планки над перископами установлены ещё и противодождевые козырьки.
    16мм крыша с характерной комбашенкой.

    Башенка устанавливаемая на 25мм крыши.

    Серийные машины не имели бойниц в бортах рубки, были покрыты циммеритом (наносился до сентября 1944 года), и практически сразу потеряли второй перископ мехвода. Вырез под него заваривался заглушкoй, противодождевая планка сначала имела треугольнyю форму и прикрывала даже заваренный вырез.
    Циммерит заслуживает тоже отдельного разговора. Неоднократно приходилось противостоять укрепившимся заблуждениям. Правый борт (сторона стрелка-радиста и командира) имела меньшего всего циммерита. Он наносился на верхнюю часть рубки (а не на нижнюю как у Элефантов) до рамок с шанцевым инструментом. Под запасными траками на борту моторного отсека его тоже не было, а имелся он только на той части борта которая не была прикрыта запасными траками (самый кончик борта) и им была покрыта область под надгусеничной полкой до нижнего среза борта. Циммерит наносился на корму корпуса и на багажные ящики. Кормовой лист рубки иногда не покрывался циммеритом тут надо ориентироваться на имеющиеся фото прототипа. Лобовой лист полностью покрывался циммеритом кроме маски пушки. Левый борт (сторона мехвода): борт рубки спереди - циммерит шёл до рамки с шанцевым инструментом, за этой рамкой он спускался до надгусеничной полки, далее шёл контейнер с банником (циммерит шёл сверху него и снизу, но отсутствовал в том месте где контейнер касался борта), за ним снова циммерит до запасных траков и затем на заднем срезе борта, ну и естественно под надгусеничной полкой. Попытаюсь пояснить это фотографиями.

    Самой первой и единственной частью целиком оснащённой Ягдпантерами был 654 Schwere Heeres Panzerjäger Abteilung. Поэтому это была очень мощная боевая единица, причем она постоянно пополнялась, в общей сложности через батальон прошло около 100 боевых машин, т.е. практически каждая 4-ая Ягдпантера попала в данную часть. Также машины принадлежащие 654 отдельному батальону имели очень характерную особенность - весь шанцевый инструмент переносился на корму и крышу моторного отсека, a цилиндрическии контеинер для банника на крышу моторного отсека. Причем даже срезались рамки к которым этот инструмент крепился. Думаю будет не безинтересно привести две cxемки показывающие как размещался инструмент на Ядпантерах 654 отдельного батальона.

    На ранних Ягдпантерах шанцевый инструмент крепился как на Пантерах G, единствнное отличие - в надгусеничной полке (с левои стороны) небыло выреза под лопату и поэтому что бы она помещалась саму рамку пришлось задрать задней частью к-верху.

    Хотя на снимке поздняя G1, но она всё ещё с задраной рамкой креплений шанцевого инструмента, это говорит о том, что машина вышла из ворот MIAGа

    Ещё одна интересная деталь, лично для меня это было маленькое открытие, потому что нигде об этом не написано. Оказывается вначале кормовые ящики крепились как на Пантерах А, т.е. большими крючьями за верхний срез кормового листа.

    Ягдпантера из 654 батальона, снимок сделан 28 августа 1944 года. Это 42 выпущенная охотница (FG300042). Машина по прежнему не имеет дополнительных вентиляционных труб вокруг левой выхлопной трубы, отлично видно что багажный ящик весит на верхнем срезе кормового листа.

    Теперь поговорим об орудии. Вначале Ягдпантеры оснащались орудиями с монолитным стволом и старым (большим) дульным тормозом. Т.е. орудие было то же что и на Фердинандах. С лета 1944 года ствол орудия стал составным, поначалу дульныи тормоз оставался старым и лишь позднее появился новый (маленький) дульный тормоз аналогичный королевскому тигру.

    Фотоподборка ранниx G1.

    Поздние G1.

    Поздние G1 это моя любимая тема. К данным машинам я бы отнёс Ягдпантеры выпуска после cентября 1944 года. Именно в это время охотницы потеряли циммерит и приобрели новую маску, а точнее её неподвижную часть, которая получила 8 наружных болтов. Похоже из-за сбоев в производстве скопилось столько деталей (как старых так и новых), что они всплывали в самых разнообразных сочетаниях. К тому же в ноябре к выпуску подключился MNH, а в декабре MBA. Что добавило ещё больше вариантов. Короче это самые колоритные машины. Итак попробуем разобраться в этом.

    Новая маска орудия появилась с сентября 1944 года.

    С октября 1944 года маска снова изменилась, нижняя часть стала более масcивной и нижниe болты утонули в ней.

    В октябре 1944 года приняли решение не устанавливать задний амортизатор, испытания показали что его отсутствие не сказывается на ходовых качествах самоходки. MNH получил данное указание 7 октября и выполнил его начиная со второй Ягдпантеры собранной в ноябре 1944 года, серийный номеp 303002. Поскольку сами корпуса уже давным давно были готовы, то они имели отверстия под кронштейн его крепления. Встречается 2 варианта заглушки этого отверстия. В первом варианте в отверстие вставлялся стандартныи кронштейн и заваривался с внутреннеи стороны (снаружи оставалась стандартная головка). Во втором варианте в отверстие вставлялась броневая заглушка и заваривалась снаружи (снаружи торчала маленькая шляпка обваренная по периментру, Абердинская MNH-ская G1 303018).
    В октябре MIAG начал навариват 3 бонки под Behelfskran на крыше корпуса. MNH начал их наваривать значительно позднее. На MBA-шных Ягдпантерах выпуска декабря их тоже всё ещё не было. MNH и MIAG наваривали их по разному (смотри особенности MNH Ягдпантер).

    А теперь рассмотрим всё многообразие сочетания различных деталей на конкретных машинах.

    Отдельного внимания заслуживают декабрьские машины производства MBA. Поскольку комплектующие пришли с MIAG, они наверно подчистили свои задворки именно этим можно обяснить столь ранний корпус с заглушкой на месте левого перископа.

    Издательство Kagero на мой взгляд более компетентное чем AJ Press. По крайней мере к чертежам данной охотницы претензий нет. А вот в книженции AJ Press Tank Power 024 - "SdKfz. 173 Jagdpanther" она совсем не похожа (косяк на косяке).

    Jagdpanther Ausf.G2

    Основное отличие G2 от G1 - это новый корпус. Корпус был модифицирован под моторный отсек от Пантеры G. Поскольку прямоугольные вентиляционные решётки Пантеры G были шире чем узкие(передние)решетки Ягдпантеры G1, крыша мотoрного отсека G2 получилась длиннее чем у G1. Поэтому пришлось уменьшить угол наклона кормового листа бронерубки, что бы передние решётки встали на место. А вот задние были наоборот уже поэтому проём под задние решётки был заужен наваркой узкого бронелиста. Сама крыша моторного отсека была похожа на Пантеровскую, но не была полностью идентична. В ней не высверливались углубления под головки болтов. Сами болты были расположены немного по другому и их головки торчали наружу. Также бронеколпак над воздуховодом на месте шнорхеля крепился всего 4 болтами а не 8-ю.
    Здесь снова гуляют ошибки. Самая распространенная что на Ягдпантеру с крышей от Пантеры G , с высоким колпаком для обогрева боевого отделения ставят выхлопную систему от Пантеры А (с двумя дополнительными вентиляционными трубами). Даже Тамия на своей модели предлагает такой вариант. Я считаю что это грубая ошибка и такого быть не могло! Теперь следующее, cчитается что с декабря 1944 года появилась крыша моторного отсека как на ранних Пантерах G. Думаю что это маловероятно поскольку к декабрю на Пантерах G уже как 2 месяца устанавливался высокий колпак обогрева боевого отделения и в моторном отсеке шёл воздуховод для отбора теплого воздуха. К тому же как показывает переписка MNH, где они докладывали об изменениях в процессе производства, 25 февраля 1945 года они всё ещё выпускали G1. Так что на G2 скорее всего перешли где то в марте 1945 года с корпуса 300301. Поэтому я думаю что Ягдпантеры G2 сразу же получили этот колпак. А вот выхлопные трубы могли быт как с пламегасителями так и без них в зависимости от наличия онных на складе.
    Другой особенностью G2 стал перенос шанцевого инструмента с бортов рубки на корму. Я вот только незнаю это было сделано сразу же с переходом на G2 или вначале всё же инструмент устанавливался по бортам рубки. На тех снимках где отчетливо видно что это G2 шанцевый инструмент уже находится на корме, мне пока не попалось фото где у G2 инструмент по бортам. Поэтому я бы на модели G2 инструмент перенёс на корму.

    Фотографий Ягдпантер G2 очень мало, да их и было то совсем немного.

    Чуть было не забыл упомянуть об упорах кормового люка рубки. В начале производства и на поздних G1 эти упоры имели резиновые демпферы. На последних G2 демпферы отсутствовали, но сами упоры были выше как бы компенсируя высотy резинового демпфера. Произошло это изменение сразу с переходом на G2 или уже в самом конце производства мне не известно.

    Особенности Ягдпантер производства MNH.

    MNH подключился к производству Ягдпантер в ноябре 1944 года. И сразу же появились характерные отличия. Поскольку MNH к этому времени выпускал Пантеры G, то он и стал комлектовать Ягдпантеры надгусеничными полками от Пантеры G. Оба производителя собирали их из двух частей, но вот сaми эти части MIAG сваривал из 2 секции, а MNH из 3-х. Причём в левой передней части у MNH был вырез под штыковую лопату а у MIAG его не было. Поэтому MIAG всегда устанавливал левую рамку под шaнцевый инструмент задранной верх, что бы лопата помещалась.
    Другой характерной особенностью являются бонки под основания крана на крыше корпуса. Они имели разную форму, а также устанавливались по разному. У MNH они имели форму цилиндра, на крыше 2 штуки устанавливались спереди и одна сзади. У MIAG верхняя часть цилиндра имела форму усеченного конуса и ориентировались они наоборот - 2 устанавливались сзади и одна спереди. Причём в ноябре MIAG уже наваривал эти бонки, а MNH-ские охотницы их eщё не имели.
    Ягдпантеры производства MNH не имели заднего гидравлического амортизатора поэтому вместо головки болта его крепления ставилась заглушка.
    27 февраля 1945 года MNH доложил что перестал устанавливать багажник на кормовой лист рубки из-за постоянного перебоя с их поставкой. Были упразднены его крепления на кормовой плите рубки. В производстве была все ещё G1. Так что с уверенностью можно сказать что MNH-ские G2 не имели 3-гo ящика. Фото показывают что MIAG устанавливал этот ящик и на G2.
    В завершении ко всему на G2 вместо поддерживающего ролика MNH стала устанавливать металлический жёлоб.

    Сразу оговорюсь что это не G2, а поздняя G1. Машина из 654 sPzJgAbt. Сто раз разглядывал это фото и только нeдавно обратил внимание что кормовой багажныи ящик характерен только для машин выпуска MNH. Вместо крестообразной выштамповки - 5 верикальных полос. Следовательно подобные ящики появились гораздо раньше чем упрощения ведь на снимке машина выпуска октявря-декабря 1944 года.

    Командирская машина из 559 батальона (AJ Press). В Японском издании помещены фото данной машины в великолепном качестве и в формате А4 и опять польский художник отлично справилcя, подробно передал даже форму пятен. Данная машина сейчас находится в Англии где она великолепно отреставрирована, но неверно окрашена.

    Поздние G1 и G2.

    Поздние G1 и G2 я обьединил вместе потому что они окрашивались согласно новым правилам. С середины сентября 1944 года вслед за отказом от циммерита поступило новое распоряжение об окраске Пантер и Ягдпантер. Танки перестали окрашивать в базовый цвет Dunkelgelb RAL-7028. Камуфляж надо было наносить сразу на грунтовку, в случае отсутствие краски Dunkelgelb RAL-7028 разрешалос наносить краску Dunkelgray RAL-7021. Очевидно иcxодя из этого получили распространение цветные боковички где Ягдпантеры целиком окрашены в тёмно-серый цвет. Я всё же в этом очень сильно сомневаюсь. Анализ фотографии показывает что все Ягдпантеры этого периода имели камо в основном 3-х цветный и редко 2-х цветный.
    MNH использовал свой стандартный полосатый камо. Полосы были достаточно ровными.
    MIAG использовал 3-х цветный камо с волнистыми пятнами.
    31 октября 1944 года MNH получил распоряжение, перестать окрашивать танки внури. Т.е. корпус внyтри оставался только загрунтованным, а внутреннее оборудование оставалось в таком виде в каком оно поступало от смежных предприятий. На сегодняшний день можно точно сказать что MNH-ская охотница 303018 выпуска ноября-начала декабря 1944 года не была окрашена внутри и даже снаружи корпус наполовину остался неокрашеным (грунтовка была одним из цветов камо).
    15 февраля 1945 года MNH рапортовал что снова начал окрашивать интериор в белый (Ivory) цвет. Окрашивались крыша, борта и перборки, остальное всё оставалось только загрунтованным. В производстве всё ещё находилась G1.
    15 февраля 1945 года MNH доложил что если поставки краски прекратятся, то с 1 марта 1945 года он перейдёт на базовую окраску в тёмно-зелёный. Если поставки старой краски ещё продолжатся, то старая cxема окраски будет использоваться до 30 мая 1945 года. Но с 1 июня 1945 года MNH был обязан перейти на новую cxему окраски.

    Польское издание "Militaria" и наша "Фронтовая иллюстрация" очень часто пересекаются, в них печатаются одни и теже снимки и боковички. Кто у кого передирает я не знаю но ошибки одни и те же. В частности данный боковичёк демонстрирует реальную машину, но хyдожник взял за основу чертёж ранней Ягдпантеры, поэтому моделисты теперь гадают а была ли такакая машина (наверно очень соблазнительно сделать раннию G1 без цимма).

    Заключение.

    Надеюсь что данная статья поможет моделистам разобраться в особенностях этой великолепной, но мало освещённой машины. Тем более что Драгон выпустил великолепную раннию G1, теперь заявил позднию G1. А Тамия выпускает неплохую G2. Так что теперь можно построить любую модификацию. Естественно я не претендую на истинность в последней инстанции и буду рад конструктивным замечаниям и дополнениям.
    При работе над статьёй использовалась следующая литература.
    1."Ягдпантера и другие машины на базе Пантеры". Военно-техническая серия номер 100.
    2.Cпец выпуск по Ягдпантере издательства Ground Power "Jagdpanther" N1 2006.
    3.AJ-Press Tank Power 024 - "SdKfz. 173 Jagdpanther".
    4.Фотографии из книги "The Combat History of Schwere PanzerJäger Abteilung 654" Karlheinz Münch. Выражаю огромную признательность форумчанину Edward который любезно поделился фотографиями из этой книги.
    5.Panzer Tracts No.9-3 Jagdpanther, Thomas L.Jentz and Hilary Louis Doyle.
    6.Просторы интернета.

    • Повышено бронирование лобовых бронеплит корпуса с 80 мм (верхний) и 60 мм (нижний)мм до 82 и 62 мм, а также надгусеничного листа с 30 до 41 мм, донного листа и крыши с 16 до 17 мм.
    • Бронирование лобового листа башни Pz-V_Standardturm изменено с 110 до 100 мм, маски пушки и крыши со 100 до 120 мм, защиты смотровых приборов с 16 до 30 мм.
    • Скорострельность орудия 88mm_KwK_36_L56 в топовой башне установлена в 10.34 выстрелов в минуту.
    • Скорострельность орудия 88mm_KwK_43_L71 установлена в 9.84 выстрелов в минуту.
    Обновление 0.6.6
    • Перебалансирован под 7 уровень.
    Обновление 0.7.0
    • Прочность боеукладки уменьшена на 20 %.
    • Обзор топовой башни увеличен с 420 до 430 метров.
    Обновление 0.8.4
    • Угол наклона нижней лобовой детали увеличен до исторических 55 градусов.
    • Толщина нижней лобовой детали уменьшена до исторических 50 мм.
    Обновление 0.8.8
    • Скорость поворота ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. A изменена с 25 до 30 град/сек.
    • Разброс орудия от движения ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. A уменьшен на 5%.
    • Разброс орудия от поворота ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. A уменьшен на 5%.
    • Сопротивление ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. A по твёрдым грунтам уменьшено на 15%.
    • Сопротивление ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. A по средним грунтам уменьшено на 28%.
    • Сопротивление ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. A по слабым грунтам уменьшено на 17%.
    • Грузоподъёмность ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. G изменена с 49 300 кг до 48 000 кг.
    • Скорость поворота ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. G изменена с 28 до 32 град/сек.
    • Разброс орудия от движения ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. G уменьшен на 5%.
    • Разброс орудия от поворота ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. G уменьшен на 5%.
    • Сопротивление ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. G по твёрдым грунтам уменьшено на 9%.
    • Сопротивление ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. G по средним грунтам уменьшено на 14%.
    • Сопротивление ходовой Pz.Kpfw. Panther Ausf. G по слабым грунтам уменьшено на 4%.
    • Добавлен двигатель Maybach HL 210 TRM P30.
    • Добавлен двигатель Maybach HL 230 TRM P30.
    • Убран двигатель Maybach HL 174.
    • Убран двигатель Maybach HL 210 P30.
    • Убран двигатель Maybach HL 230 P45.
    • Масса корпуса изменена с 20 500 кг до 18 775 кг.
    • Добавлена радиостанция FuG 5.
    • Максимальная скорость движения вперёд изменена с 48 км/ч на 55 км/ч.
    • Время прицеливания орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 изменено с 2,3 сек. до 3,5 сек.
    • Разброс орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 после выстрела увеличен на 50%.

    Для башни Pz.Kpfw. Panther Schmalturm

    • Угол возвышения орудия 10,5 cm KwK 42 L/28 изменён с 17 до 20 градусов.
    • Разброс орудия 10,5 cm KwK 42 L/28 после выстрела уменьшен на 12%.
    • Разброс орудия 10,5 cm KwK 42 L/28 при повороте башни увеличен на 14%.
    • Угол возвышения орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 изменён с 17 до 20 градусов.
    • Время перезарядки орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 изменено с 4,6 сек. до 4 сек.
    • Разброс орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 после выстрела уменьшен на 12%.
    • Разброс орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 при повороте башни уменьшен на 14%.
    • Угол возвышения орудия 7,5 cm KwK 45 L/100 изменён с 17 до 20 градусов.
    • Угол склонения орудия 7,5 cm KwK 45 L/100 изменён с 6 до 8 градусов.
    • Время перезарядки орудия 7,5 cm KwK 45 L/100 изменено с 4,8 сек. до 4,4 сек.
    • Убрано орудие 8,8 cm KwK 36 L/56.
    • Скорость поворота башни Pz.Kpfw. Panther Schmalturm изменена с 26 до 30 град/сек
    • Масса башни изменена с 10 800 кг до 7745 кг.
    • Прочность с башней Pz.Kpfw. Panther Schmalturm изменилась с 1270 до 1300 единиц.

    Для башни Pz.Kpfw. Panther Ausf. G

    • Дальность обзора башни Pz.Kpfw. Panther Ausf. G изменена с 350 м до 370 м.
    • Угол возвышения орудия 10,5 cm KwK 42 L/28 изменён с 17 до 18 градусов.
    • Угол склонения орудия 10,5 cm KwK 42 L/28 изменён с 6 до 8 градусов.
    • Угол возвышения орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 изменён с 17 до 18 градусов.
    • Угол склонения орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 изменён с 6 до 8 градусов.
    • Время перезарядки орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 изменено с 5,1 сек. до 4,2 сек.
    • Разброс орудия 7,5 cm KwK 42 L/70 при повороте башни уменьшен на 12%.
    • Добавлено орудие 7,5 cm KwK 45 L/100.
    • Скорость поворота башни Pz.Kpfw. Panther Ausf. G изменена с 41 до 30 град/сек.
    • Масса башни изменена с 9600 кг до 7760 кг.
    Обновление 0.9.0
    • Танк переработан в новом визуальном качестве.
    Обновление 0.9.17.1
    • Время перезарядки орудия 7,5 cm Kw.K. L/100 во второй башне уменьшено с 4,4 до 4 с.
    • Время перезарядки орудия 7,5 cm Kw.K. L/100 в первой башне уменьшено с 4,6 до 4.2 с.

    Вскоре после начала Второй мировой войны немцы столкнулись с серьезным кризисом в противотанковой артиллерии. Их основная 37-мм противотанковая пушка Рак 35/36 оказалась совершенно бессильной против хорошо бронированных французских танков. Принятая вслед за ней на вооружение 50-мм Рак 38 также проблему не решила. Во Францию она не успела, так как первые 17 орудий Вермахт получил только в июле 1940 года, и проверку боем ей пришлось проходить уже на Восточном фронте. Результат оказался плачевным - пробить броню Т-34 и KB она могла только с близких дистанций. Более или менее с этой задачей справлялась лишь 75-мм пушка Рак 40, которая начала поступать в войска в феврале 1942 года и стаза самым массовым германским противотанковым орудием периода Второй мировой войны.

    Тем не менее различные немецкие фирмы продол жали работы по созданию все более мощных артсистем, способных освободить 88 мм зенитку от решения несвойственных для нее задач борьбы с танками. Именно с этой целью фирма Krupp разработала орудие Great 42, которое было принято на вооружение как 8,8 cm Рак 43 - 88-мм противотанковая пушка образца 1943 года. Орудие имело ствол массой 3650 кг и длиной 6280 мм. Применение крестообразного лафета с раздвижными станинами позволило уменьшить высоту пушки в боевом положении до 1720 мм по верхней кромке щита. Из-за трудностей с производством этих лафетов первые шесть орудий удалось передать в войска только в ноябре 1943 года. Дабы ускорить поставки столь нужных армии орудий, фирма Krupp разработала вариант 8,8 cm Рак 43/41, в котором использовались лафет легкой полевой гаубицы и обычный колесный ход от тяжелой полевой гаубицы. Первые 70 орудий попали на фронт в апреле 1943 года.-


    Прототип самоходной установки «Ягдпантера* во время испытаний зимой 1944 года.



    Колонна *ягдпантер» на улице французского города. 1944 год.


    Одновременно с проектированием буксируемых артсистем 88-мм калибра шел процесс создания самоходных вариантов. Так в феврале 1943 года на фирме Deutsche Eisenwerken началось производство истребителя танков Hornisse («Шершень») на базе так называемого единого шасси GWIII/IV. Однако недостатком этой самоходки было легкое бронирование (открытая сзади и сверху боевая рубка защищалась 10-мм бронелистами) и высокий силуэт - 2940 мм. Необходимость в мощном, хорошо бронированном истребителе танков была очевидной. Поэтому еще в ходе работ по созданию пушки Рак 43, 6 января 1942 года фирма Kiupp получила заказ на проектирование самоходной установки, вооруженной этим орудием. Проект получил обозначение Panzer Selbstfahr-laffette IVc-2. Тактико-технические требования предусматривали боевую массу около 30 т; броневую защиту: лоб - 80 мм, борт - 60 мм; максимальную скорость 40 км/ч. Предполагалось использование двигателя Maybach HL90. К 17 июня 1942 года завод Krupp в Магдебурге изготовил три прототипа самоходных орудий на базе танка Pz.IV .



    «Ягдпантера» раннего выпуска, захваченная английскими войсками. Сейчас эта машина находится в британском Имперском военном музее (фото вверху, внизу и на стр. 79).




    Однако 3 августа 1942 года Управление вооружений приняло решение использовать для размещения 88-мм пушки Рак 43. которая делала тогда только первые выстрелы, шасси танка «Пантера» тоже находившегося еще в стадии разработки. Первоначально реализация этого проекта была поручена фирме Krupp. специалисты которой определили что шасси «Пантеры» для размещения столь мощного орудия требует доработки. По мнению инженеров фирмы предварительное проектирование могло было быть закончено к январю 1943 года. В сентябре они изготовили модель в масштабе 1:10. 15 октября 1942 года на заседании в Рейхсминистерстве военной экономики и промышленности, проходившем под руководством А. Шпеера было приняло решение о передаче дальнейшей разработки фирме Daimler-Benz, так как, изначально, сборка новой САУ планировалась на предприятиях именно этой фирмы. О amp;нако Krupp должен был по-прежнему осуществлять работы по проектированию. К 16 ноября «крупповцы» изготовили полномасштабную деревянную модель, которая мало походила на окончательный вариант «Ягдпантеры».-






    «Ягдпантера» на позиции в засаде. Франция, 1944 год.


    5 января 1943 года на заседании технической комиссии фирмы Daimler-Веп/ определили ряд технических требований к будущему образцу (тогда он назывался 8.8 cm Sturmgeschutz - 88-мм штурмовое орудие). Так толщина верхнего лобового-бронелиста должна была составлять 100 мм. нижнего - 60 мм, угол наклона -60°. Толщина листов крыши, бортов и кормы - 30 мм с таким же наклоном. Амбразуру орудия предполагалось изготовить из брони повышенного качества и крепить к корпусу болтами, что должно было обеспечивать быстрый демонтаж орудия. Узлы трансмиссии и коробки передач могли при замене извлекаться через амбразуру орудия. Экипаж должен был состоять из шести человек - командира, наводчика, механика-водителя, радиста и двух заряжающих Причем по первоначальному замыслу предполагалось изготовить новую самоходку на базе «Пантеры II», однако4мая 1943 года Министерство вооружений приняло решение о временном замораживании этого проекта, и разработчики «Ягдпантеры» были вынуждены вносить изменения в уже имеющуюся конструкцию с целью унификации узлов будущей САУ с уже имеющимся танком «Пантера».

    Серийное производство из-за загруженности заводов Daimler-Benz поручили фирме MIAG (Muhlenbau-Industrie AG) В сентябре 1943 года там собрали первую рубку. В соответствии с уточненным техническим заданием, толщина лобовой брони составила 80 мм, бортов рубки и нижнего лобового листа корпуса - 50 мм, бортов и кормы корпуса - 40 мм, крыши рубки - 30 мм. Но и в таком варианте рубка оказалась слишком тяжёлой, поэтому толщину крыши пришлось уменьшить до 25 мм. Изменилась и конструкция лафета, вместо планировавшегося сектора обстрела в 14° влево и вправо он обеспечивал только 12°. Экипаж сократился до пяти человек. 20 октября 1943 года деревянный макет продемонстрировали Гитлеру на полигоне Арис в Восточной Пруссии, а 17 декабря первый прототип покинул заводской цех.









    «Ягдпантера» на Восточном фронте. 1944 год.


    Серийное производство началось на заводе фирмы MI AG в Брауншвейге в феврале 1944 года. В конце месяца по приказу фюрера машина получила название Jagdpanther - «Ягдпантера» (дословно-охотничья пантера, пантера-охотник) и индекс по системе обозначений боевых и транспортных машин Вермахта. Производственный план предусматривал ежемесячный выпуск 150 «ягдпантер». Однако до окончания войны фирма MIAG и присоединившаяся к ней в декабре 1944 гола MNH (Maschinenfabrik Niedersachsen

    Hannover) сумели изготовить только 384 машины Своего пика производство достигло в январе 1945 года когда заводские цехи покинули 72 боевых машины. Некоторые источники сообщают о 413 или 417 самоходках, и даже о 425, выпущенных до мая 1945 года. Но дело в том, что немецкая статистика выпуска боевых машин заканчивается серединой марта 1945-го и о количестве «ягдпантер» изготовленных позже ничего определенного утверждать нельзя, тем более, что оба завода подвергались жестоким ударам американской авиации.

    «Ягдпантера» представляла собой самоходно-артиллерийскую установку с передним расположением неподвижной броневой рубки. Корпус САУ характеризовался большим наклоном броневых листов, как лобового (55° к вертикали), так и бортовых (30° к вертикали). Даже крыша рубки имела небольшой угол наклона. Снарядостойкость верхнего лобового листа незначительно снижалась только щелью смотрового прибора механика-водителя и амбразурой курсового пулемета. Все люки для посадки и высадки членов экипажа находились на крыше рубки. Особенностью конструкции САУ было то. что рубка представляла собой единое целое с корпусом, а не крепилась к нему болтами или сваркой, как у большинства германских самоходок.



    Английские танкисты осматривают «Ягдпантеру», подорвавшуюся на мине. Германия, март 1945 года.



    «Ягдпантера» позднего выпуска в трехцветном камуфляже из вертикальных полос, характерном для 1945 года.


    В лобовом листе корпуса в массивной литой маске типа Saukopf устанавливалась пушка 8,8 cm РАК 43/3 L/71 (либо РАК 43/4 L/71) калибра 88 мм. Длина ствола орудия вместе с двухкамерным дульным тормозом составляла 6686 мм, масса 2200 кг Угол горизонтального наведения пушки - ±1 Г, угол возвышения + 14°. склонения-8°. В боекомплект пушки входили 57 унитарных выстрелов с бронебойными, бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Начальная скорость бронебойного снаряда PzGr. 39/43 массой 10,16 кг (масса выстрела - 23,4 кг) составляла 1000 м/с. На дистанции 1000 м он пробивал 165-мм броню. Бронебойно-подкалиберный снаряд PzGr. 40/43 с вольфрамовым сердечником имел начальную скорость 1130 м/с и на тон же дистанции пробивал 193-мм броню. Максимальная дальность выстрела - 9350 м, высота линии огня 1960 мм. скорострельность 6 - 8 выстрелов в минуту.

    Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копирноготипа. Противооткатные устройства были смонтированы над стволом орудия и состояли из гидравлического тормоза отката (справа) и воздушно-жидкостного накатника (слева). Подъемный механизм пушки -винтового типа. В распоряжении наводчика имелся перископический прицел Sfl ZFla.



    Схема бронирования самоходной установки «Ягдпантера».



    Казенная часть и станок 88-мм пушки в рубке «Ягдпантеры».




    «Ягдпантера», подбитая в боях у озера Балатон. Венгрия, март 1945 года.



    «Ягдпантера* позднего выпуска, подбитая на подступах к Кенигсбергу. Весна 1945 года.


    Вспомогательное вооружение «Ягдпантеры» состояло из пулемета MG 34, установленного справа от пушки в шаровой установке. Боекомплект пулемета - 1200 патронов. В распоряжении экипажа имелись два пистолета-пулемета МР-40 с боекомплектом 384 патрона.

    Нижняя и кормовая части корпуса, двигатель, трансмиссия и ходовая часть заимствованы у танка «Пантера» Ausf.G.

    В процессе серийного производства в конструкцию машины вносились изменения, правда незначительные. В частности, менялись окантовка пушечной амбразуры, количество перископов и соответственно смотровых щелей у механика-водителя. Бинокулярный прицел заменили на монокулярный. С лета 1944 года пушка вместо ствола-моноблока получила составной ствол, что облегчало ее демонтаж. Тогда же на крыше рубки разместили три гнезда для крепления 2-т подъемного крана. В крыше рубки установили «устройство ближнего боя» - 90-мм мортирку NbK 39 для стрельбы осколочными и дымовыми гранатами (в боекомплект их входило 16 штук). В сентябре 1944 года машины перестали покрывать циммеритом В октябре 1944 на «Ягдпантере» появилась" новая маска пушки, крепившаяся к лобовой броне восемью болтами. Выхлопные трубы оснастили листовыми пламегасителями (Flammvernichter). САУ поздних выпусков имели дополнительный вентилятор, размешенный в передней части крыши боевого отделения.-


    «Ягдпантеры» и «пантеры» в сборочном цехе фирмы MNH в Ганновере захваченном американскими войсками. Май 1945 года.




    Помимо линейных самоходок было из-гото amp;лено также несколько машин в командирском варианте. Они оснащались дополнительными радиостанциями Fu 7 и Fu 8, а также имели прибор ночного видения и прицел Sf/ZF 5.

    Из «ягдпантер» формировали специальные истребительно-противотанковые дивизионы РГК. находившиеся, как правило, в подчинении у командования полевых или танковых армий. По штату батальон «ягдпантер» должен был состоять из 30 боевых машин, чего на практике никогда не соблюдалось.



    Разоруженная «Ягдпантера» ранней модели. Хорошо видны литая маска типа «свиное рыло* и окантовка пушечной амбразуры.


    К счастью, как для нас так и для наших союзников, немцы сумели выпустить слишком мало этих самоходок.

    Первые восемь машин получила 2-я рота 654-го тяжелого противотанкового дивизиона РГК. Их боевое крещение состоялось 30 июня 1944 года во Франции. Близ Ле Лёжа в Нормандии эскадрон 6-й английской танковой бригады наскочил на три «ягдпантеры» 654-го дивизиона. Бой был предельно коротким. За две минуты «ягдпантеры» уничтожили 11 «Черчиллей»! Вскоре новыми боевыми машинами перевооружили 519, 559. 560 и 655-й тяжелые противотанковые дивизионы РГК, каждый из которых имел в своем составе одну роту укомплектованную «ягдпантерами». Следует отметить, что в 1944 году на Восточном фронте «ягдпантеры» не применялись. Но уже с февраля 1945-го на Восточном фронте в боях принимало участие пять дивизионов, каждый из которых имел в своем составе роту, состоящую из 14 «ягдпантер». В контрнаступлении немецких войск в Арденнах принимало участие, по крайней мере, 56 «ягдпантер» в составе шести батальонов истребителей танков и около 12 в различных частях СС. Что касается последних, то больше всего «ягдпантер» получили 2-я танковая дивизия СС «Рейх», 9-я танковая дивизия СС «Хоенштауфсн» и 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг». В составе последней воевало 42 «ягдпантеры». Они принимали участие в контрнаступлении 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в Венгрии и в боях за Будапешт в январе 1945-го. В начале апреля в боях на подступах к Вене приняли участие и были подбиты последние 12 «ягдпантер» этой дивизии.

    На 1 марта 1945 года на фронте имелось еще 202 «ягдпантеры», но в течение месяца, в условиях фактического прекращения производства, их количество быстро сократилось. Из 56 боевых машин этого типа, оставшихся к 10 апреля. II находилось в 616-м противотанковом дивизионе () на Восточном фронте, пять в Pz.Jg Abt.512 на Западном, еще 40 машин были технически неисправны. К 28 апреля на Восточном фронте осталось 19 машин (из них 11 боеготовых), на Западном 27 (5 боеготовых).

    После войны «ягдпантеры» некоторое время состояли на вооружении во французской армии, в частях, дислоцированных в Сатори и Бурже.

    «Ягдпантера» - самая мощная немецкая противотанковая САУ второй мировой войны (несмотря на ряд недостатков, свойственных силовой установке и ходовой части ганка «Пантера»). -



    Трофейная Ягдпантера во время испытаний на НИБТПолигоне ГБТУ Красной Армии в Кубинке. 1945 год.


    Имея такое же вооружение, что и «Фердинанд», она была более компактной и маневренной. Ничего подобного западные союзники до конца войны не создали. Наша СУ-85 была значительно слабее бронирована и уступала по мощи вооружения (начальная скорость бронебойного снаряда пушки Д-5С составляла 792 м/с) И только СУ-100, серийное производство которой началось в сентябре 1944 года (до конца войны выпущено около 1400 машин), имея меньшую боевую массу, превзошла «Ягдпантеру» как по мощи вооружения, так и по броневой защите.

    Когда речь заходит о военных действиях, мы представляем себе вооруженную до зубов армию, наличие большого числа орудий, а также специальных машин, способных преодолевать большие расстояния. 20 век запомнился человечеству двумя кровопролитными мировыми войнами, в которых страны-участницы старались показать свое превосходство в вооружении.

    Особое значение имели танки и их модификация. Конечно, бронированные машины было не так то легко уничтожить, но противники старались изобрести удобную и легкую в эксплуатации помощницу танкам, чтобы все стороны конфликта не остались без внимания. Немцы придумали прекрасную машину, которая вошла в историю под названием Ягдпантера.

    История создания

    Когда немецкая армия столкнулась с проблемой отсутствия хороших и прочных танков (у противников были намного совершеннее), то было принято решение о создании новейшего оружия. Таким стал танк Пантера.

    Позже, когда выпуск танка был поставлен на поток, заводы (по приказу сверху, естественно) начали создавать машины на основе . Таким стал танк Ягдпантера. Итак, давайте разберемся, что она из себя представляет.

    Это самоходная артиллерийская установка. Основной ее задачей на поле боя было уничтожение танков противника. Масса Ягдпантеры была очень велика. Зачем было вообще создавать ее?

    Все дело вот в чем. Накануне большой войны (то есть до 1941 года) немцы уже столкнулись с проблемой - французские танки абсолютно не поддавались немецкой пушке Рак 35. Согласитесь, когда речь идет о завоевании территории, то наличие превосходной техники определяет победителя. Нужно было срочно что-то решать.

    Инженеры и конструкторы создали более современную пушку Рак 38, но и она не смогла пробить броню танков французской армии. Использовать ее целиком на территории Франции немцы не смогли - несколько десятков пушек были изготовлены и доставлены на фронт уже после капитуляции Франции.

    Поэтому боевое крещение пушка прошла уже на Восточном фронте. И тут опять незадача. Советские Т-34 оказались такими же непробиваемыми - пробить дыру возможно лишь с близкого расстояния, но солдаты не очень-то стремились подпускать врага ближе.

    Немецкое военное руководство созвало совещание и приняло решение о создании более мощной машины. Оружейники представили модель пушки Рак 40, но фашистской армии пришлось ее ждать почти 2 года - только в 1942 году она оказалась на немецких танках и была признана самым мощным противотанковым орудием войны. Конечно, немецкое командование на этом не остановилось, и была предложена модель Рак 43, имеющая возможность вывести танк из строя на расстоянии до 3 километров.

    Позднее эта пушка была установлена на , который успешно атаковал позиции советских войск на Курской дуге и других битвах. Но у него были и недостатки: его чересчур большая масса затрудняла проходимость по мостам и другим узким местам. Солдаты успевали с легкостью забросать танк зажигательной смесью, выводя машину из строя. Поэтому необходимо было создать идеальную машину - не слишком тяжелую и не слишком легкую, с возможностями маневрирования и наличием толстой брони. И такой танк появился. Это была Ягдпантера.

    Первоначально планировалось, что пушка Рак 43 будет находиться непосредственно на поле боя. Но вскоре стало ясно, что большие габариты не позволяют ее передвигать. Поэтому Вермахт принялся искать различные варианты передвижной установки. 3 августа 1942 года решение было найдено: конструкторы предложили использовать шасси Пантеры для передвижения пушки Рак. Компания «Крупп» получила контракт на создание установки, однако ее конструкторы опоздали с предоставлением чертежей, и вскоре этим вопросом занималась другая транспортная компания «Даймлер-Бенц», хотя «Крупп» продолжал быть ответственным за производство Рак 43 и поставки пушки на Ягдпантеру.

    Окончательный дизайн был передан Гитлеру в день его рождения, он его утвердил и передал специальной комиссии на рассмотрение. Как только Даймлер начал строить машины, оказалось, что на заводе не хватает рабочих пространств, поэтому производство вскоре было передано компании МИАГ, которая базировалась в Брауншвейге. В октябре 1942 года окончательный вариант танка был передан Гитлеру, а в ноябре началось массовое производство Ягдпантеры.

    Первые самоходные установки были поставлены на фронт в декабре 1943 года. Задержки в производстве были обусловлены постоянными улучшениями модели. Также не обходилось без бомбардировок немецких городов, которые тоже не способствовали быстрому изготовлению машин. Ощущалась нехватка рабочей силы - мужчины ушли на фронт. Однако даже такие скромные результаты впечатляли: установка была оснащена новейшей пушкой 88 мм, точность попадания с расстояния около 3 км. Изначально ствол было одноблочным, но этот факт показал быструю изнашиваемость пушечной трубы, и было решено заменить ее на двублочный ствол. На башне находились 4 перископа. Двигатель «Майбах» состоял из 12 цилиндров и работал на бензине, что для немецкой армии и страны в частности было намного выгоднее - с дизельным топливом были перебои. Боекомплект вмещал 60 снарядов.

    Экипаж составлял 5 человек: командир танка, наводчик, водитель, заряжающий и радист-пулеметчик. Два люка в верхней части танка были предназначены для командира и наводчика, а люк в задней части служил входом для экипажа и пополнения боеприпасов. На более ранних моделях водитель использовал два перископа, чтобы обзор впереди был лучше, и пять пистолетных отверстий, которые также можно было использовать для наблюдения за окружающим полем боя. В более поздних моделях отверстия были удалены и один из перископов был заварен. Командир и наводчик имели в своем распоряжении четыре перископа для осмотра окрестностей - два не двигающихся и два способных поворачиваться.

    Ягдпантера в бою

    Первый раз Ягдпантера попробовала себя в бою 30 июля 1943 года во Франции. В сражении оказались немецкие и британские танки. Реальность подтвердила: Ягдпантера намного сильнее Черчиллей. Три немецкие установки смогли уничтожить целых 11 английских танков, прежде чем подоспела помощь в виде нового подкрепления.

    Командование планировало использовать установки в наступлении в Арденнах. Тем более у Ягдпантеры уже сложилась репутация настоящего зверя, который может «уложить» танк любой прочности и толщины брони. Однако это был Западный фронт, на Восточном же было не все так гладко. Многие Ягдпантеры были уничтожены руками своих экипажей. Сказывалась нехватка топлива, запчастей. Поставки новых танков проходили медленно, из-за спешки машины не тестировались, что порождало впоследствии еще большие проблемы с механизмами.

    Постепенно количество Ягдпантер снижалось, что не могло не сказаться на расстановке сил и перевесе победы. На конец войны в немецкой армии насчитывалось лишь около 50 машин. Они были рассредоточены по всему театру военных действий, но изменить уже ничего не могли - их было слишком мало. Захваченные машины оставались как трофей у союзников.

    Сейчас Ягдпантеры можно встретить в музеях Германии, Великобритании, России, США, Швейцарии и Франции.