• Н и нн упражнения. Н и нн в прилагательных и причастиях. Знакомство с отглагольными прилагательными - Урок. Просмотр содержимого презентации «Н и НН в прилагательных»

    Развивающие задания на уроках русского языка при изучении темы

    « Правописание Н и НН в прилагательных» (6 класс)

    Главное условие для развития активного, самостоятельного, творческого мышления учеников – это возможность применять полученные знания в новых, нестандартных ситуациях. Как известно, развитие мыслительной деятельности детей тесно связано как со знаниями, приобретенными в ходе обучения, так и со способами их усвоения, то есть степенью мыслительной активности учеников в ходе оперирования знаниями. Такую возможность дают непривычные формулировки заданий, применение нового языкового материала, необходимость сделать самостоятельный вывод, обобщение.

    Использование же заданий повышенной трудности является одним из путей индивидуализации обучения.

    Целесообразно вводить более трудные (по сравнению с традиционными) вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Важно учесть, что не всякое задание может служить для развития мышления. Многие задания по русскому языку, даже рассчитанные на самостоятельное выполнение, формируют лишь способность действовать по образцу (репродуктивный характер деятельности), что хотя и является важным компонентом мышления, однако на последующих этапах обучения оказывается недостаточным.

    Таким образом, в задания на каждом уроке требуется вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Регулярное включение в учебный процесс развивающих творческих заданий приучает к ним детей и поддерживает их активность.

    Рассмотрим виды таких заданий.

    Учебная лингвистическая задача

    Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (дидактический принцип методики Л.В. Занкова), в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.

    Это особый тип упражнений по русскому языку, выполнение которых протекает в два (или более) действия в условиях самостоятельной познавательной деятельности учащихся, включающей:

    1) анализ внутрипредметных связей языка;
    2) рассуждение-доказательство;
    3) вывод;
    4) поэтапный самоконтроль;
    5) проверку решения.

    Самостоятельное решение учеником задачи (а позднее самостоятельная разработка ее) позволит ему приобрести прочные практические умения в анализе языковых явлений. При этом учитель получает возможность формировать у школьников устойчивый познавательный интерес к предмету, воспитывать культуру учебного труда и чувство ответственности. 1 . Закончите предложения. (сколько н пишется в суффиксах)

    1) В прилагательных с основой на Н, образованных с помощью суффикса Н, как правило, пишется

    Например: .

    2) В прилагательных, однокоренных со словами юность, зелень, румяна, свинья, ветер, пишется, так как они являются.

    Образуйте от этих существительных прилагательные, запишите их

    3)В прилагательных с гласными –Е-, -О- в суффиксах пишется.

    Например: .

    4)В прилагательных от слов масло, кожа, жесть, пишется.

    5) В кратких прилагательных в форме мужского рода пишется

    2.Списать текст, вставив и объяснив пропущенные буквы

    Звери..ые повадки отразились в стари..ых сказках, пословицах, поговорках.

    Про отважных людей говорят, что у них орли..ые крылья. Дело пустяковое, а шумное. Это называют мыши..ой вознёй.

    Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа.

    Подлинным их творцом является народ. В них сказалась исти..ая народная мудрость.

    3. Задание на соответствие

    1. Найдите соответствия

    а) революцио(н,нн)ая песня 1) является исключением

    б) маши(н,нн)ое масло 2) образовано от существительного с помощью суффикса –ин-

    в) лебеди(н,нн)ая песня 3) образовано от существительного с помощью суффикса –онн-

    г) стекля(н,нн)ая дверь 4) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

    1. Найдите соответствия

    а) песча(н,нн)ая буря 1) является исключением

    б) тума(н,нн)ое утро 2) образовано от существительного с помощью суффикса –ан-

    в) ветре(н,нн)ый день 3) образовано от существительного с помощью суффикса –енн-

    г) клюкве(н,нн)ый морс 4) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

    1. Найдите соответствия

    а) деревя(н,нн)ый пол 1) образовано от существительного с помощью суффикса –енн-

    б) тыкве(н,нн)ая каша 2) образовано от существительного с помощью суффикса –ян-

    в) ками(н,нн)ый зал 3) является исключением

    г) полотня(н,нн)ый костюм 4) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

    1. Найдите соответствия

    а) кури(н,нн)ое яйцо 1) образовано от существительного с помощью суффикса –онн-

    б) оловя(н,нн)ая ложка 2) образовано от существительного с основой на –н- с помощью суффикса –н-

    в) со(н,нн)ый мальчик 3) является исключением

    г) экзаменацио(н,нн)ый вопрос 4) образовано от существительного с помощью суффикса –ин-

    Группировка

    Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.

    Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.

      Распредели по столбцам таблицы следующие слова.

    Дли..ый, государстве..ый, песча..ый, тума..ый, кожа..ый, стари..ый, художестве..ый, баше..ый, были..ый, ути..ый, овся..ый, земля..ой, мужестве..ый, экскурсио..ый, клюкве..ый.

    Ан(-ян), -ин

    Н+н

    Енн(-онн)

      Образуйте от существительных, данных в скобках, прилагательные с помощью суффиксов, о которых мы узнали, и запишите в 2 столбика, где, на ваш взгляд, надо Н или НН :

    Получившаяся запись:

    (Листва) лес лиственный лес

    (тополь) пух тополиный пух

    (лекция) зал лекционный зал

    (серебро) ложка серебряная ложка

    (ветер) день ветреный день

    (дерево) посуда деревянная посуда

    (ураган) ветер ураганный ветер

    (кожа) перчатки кожаные перчатки

    Задания по аналогии

    Такие задания основываются на сравнении. При этом ученики выделяют признаки объектов и устанавливают сходства и различия между ними.

    Цель выполнения этого вида заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.

    Продолжи строчку, добавив 2-3 слова .

      Мышиный, лебединый,_____________________________________________________

      Кожаный, дровяной,_______________________________________________________

      Сонный, законный,______________________________________________________

      Авиационный, торжественный,_______________________________________________

      Старинный, овчинный,______________________________________________________

    Задания на исключение лишнего

    Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.

    Вариант задания: «Найди четвертое лишнее».

    Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.

    Задание «Найди четвертое лишнее»

    а) ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

    б) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

    в) пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый;

    г) мыши..ый, маши..ый, стари..ый, мали..ый;

    д) серебря..ый, торфя..ой, оловя..ый, платя..ой.

    Творческие задания

    Цель состоит в открытии новой грани изучаемого лингвистического явления, в развитии аналитических способностей учащихся, обеспечении разностороннего воздействия на интеллект учащегося с помощью активной речемыслительной деятельности.

    Игра “Угадай шифр” .

    Укажите количество букв Н (1 ,2)

    Стекля..ый, серебря..ый, песча..ый, глиня..ый.

    Гуси..ый, были..ый, имени..ый, соколи..ый.

    Балко..ый, око..ый, конституцио..ый, ю..ый.

    Мужестве..ый, ветре..ый, обеде..ый, проветре..ый.

    Ключ:

    2-1-1-1

    1-2-2-1

    2-2-2-1

    2-1-2-2

    Игра “Угадай слово ”

    1.Этимология этого слова “красный” (прекрасный) ;

    2.Сделанный из серебра (серебряный);

    3. Сделанный из разных нитей (нитяной);

    4.Сделанный из шкуры овцы (овчинный);

    5.Сделанный из камня (каменный);

    6. Сделанный из слюды (слюдяной) ;

    7. Сделанный из стекла (стеклянный) ;

    8. Данное прилагательное обозначает цвет (синий);

    9. Прилагательное употребляется, когда говорят о несерьезном человеке или о плохой погоде(ветреный)

    Орфографический конструктор

    Определить Н или НН, записывая только буквы Н.

    1. Стеклянный, каменный, целинный нн нн нн

    2. Клюквенный, масляный, песчаный нн н н

    3. Обеденный, ветреный, кожаный нн н н

    4. Оловянный, старинный, лимонный нн нн нн

    5. Овсяный, торфяной, деревянный н н нн

    6. Орлиный, румяный, болезненный н н нн

    7. Обыкновенный, пустынный, ценный нн нн нн

    Возможны другие варианты конструктора:

    н нн н нн нн нн н нн н

    н нн н нн н нн н нн н

    н н н нн н нн нн нн нн

    н нн н нн н нн н нн н

    н нн н нн нн нн н нн н

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.

    I. Подготовить ответы на вопросы:

    1. Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.

    2. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

    3. Н и НН в существительных.

    4. Н и НН в наречиях.

    II. Выполнить письменно упражнения:

    Упражнение 1. Образуйте прилагательные с суффиксами -н-, -ан-/-ян-, -ин-, -онн-/-енн- от данных существительных. Выделите суффиксы прилагательных.

    Авиация, болезнь, бритва, весна, воробей, голубь, гусь, дерзновение, дивизия, единство, змея, клятва, комиссия, листва, лошадь, масло, мгновение, мужество, обед, обыкновение, окно, оппозиция, орёл, осёл, пламя, реакция, родство, семя, сессия, соболь, соловей, соль, стекло, телефон, торжество, традиция, утка, утро, фракция, хозяйство, чувство, шерсть, ястреб.

    Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы прилагательных.

    Стекля.. ная ваза; свяще.. ный долг; реакцио.. ные взгляды; операцио.. ный блок; повесть дли.. на; таинстве.. ная улыбка; пенсио.. ный возраст; масля.. ная краска; лимо.. ный сок; журавли.. ный клин; авиацио.. ный завод; сви.. ная кожа; осли.. ное упрямство; оловя.. ная ложка; ледя.. ная вода; име.. ной список; весе.. нее солнце; стра.. ный вопрос; стари.. ный романс; соломе.. ная шляпа; осе.. ний пейзаж; овся.. ный кисель; жизне.. ное пространство; соловьи.. ные трели; улица пусты.. на; .полотня.. ная блуза; пламе.. ное чувство; необыкнове.. ная история; баше.. ный кран; экстре.. ное сообщение; станцио.. ный смотритель; песча.. ное дно; орли.. ный полет; обеде.. ный перерыв; недюжи.. ные способности; искусстве.. ный лёд; яблоко зеле.. но.

    Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы прилагательных.

    Утре.. ний свет; подли.. ные обстоятельства; петуши.. ый крик; мужестве.. ный поступок; маш.. нная вязка; костя.. ная ручка; эволюцио.. ное развитие; ра.. ний рассвет; конституцио.. ный суд; искре.. няя радость; гуси.. ное перо; време.. ный руководитель; шерстя.. ной костюм; суко.. ный язык; румя.. ная заря; конопля.. ое семя; кожа.. ный пиджак; дивизио.. ный командир; гости.. ный двор; це.. ный дар; родстве.. ные отношения; мыши.. ная возня; медле.. ное движение; земля.. ной пол; вое.. ное дело; ваго.. ное депо; муравьи.. ный спирт; мгнове.. ная реакция; клюкве.. ный морс; жестя.. ной чайник; тума.. ный ответ; тождестве.. ное уравнение; редакцио.. ные поправки; мужестве.. ный человек; кури.. ный бульон; карти.. ная галерея; деревя.. ная игрушка; ветре.. ое утро.



    Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы прилагательных.

    Экскурсио.. ное бюро; история таинстве.. на; песе.. ный мотив; листве.. ная аллея; карма.. ный фонарь; звери.. ный крик; багря.. ная осень; традицио.. ная встреча; соля.. ные разработки; подветре.. ная сторона; надме.. ный вид; многогра.. ный талант; дискуссио.. ный вопрос; пчели.. ный рой; племе.. ной скот; нравстве.. ный выбор; льня.. ная скатерть; каме.. ная лестница; ути.. ная охота; сава.. ный пейзаж; платя.. ной шкаф; льви.. ный рёв; легкомысле.. ный поступок; комиссио.. ный магазин; безветре.. ная погода; ю.. ное дарование; урага.. ный ветер; торжестве.. ная встреча; серебря.. ные ложки; ржа.. ной хлеб; лебеди.. ная песня; исти.. ная причина; глиня.. ный кувшин; ветр.. ная мельница; болезне.. ный вид; сокрове.. ное желание; постоя.. ный посетитель; кожеве.. ное производство.

    Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы прилагательных.

    Утонч.. ный слух; зерно собр.. но; игрушка слом.. на ребёнком; задача реш.. на; разорё .. ное гнездо; потер.. ные безвозвратно; попр.. ные права; перч.. ная тушёнка; омрач.. ный праздник; выступление огранич.. но регламентом; молодёжь образов.. на и начит.. на; неков.. ное железо; сливочное морож.. ное; испуг.. ный шорохом заяц; закопч.. ные стены; вытк.. ный узор; вылепл.. ный детьми снеговик; сорочка выглаж.. на; асфальтиров.. ная улица; убеждё .. ное возражение; смышлё .. ный ученик; подруга сдерж.. на и замкнута; сверж.. ное правительство; рассе.. ный взгляд; развенч.. ный миф; посаж.. ный мною цветок; печ.. ный в золе картофель; взгляды очень огранич.. ны; обобщ.. ные результаты; нагруж.. ная сумка; морож.. ная рыба; лакиров.. ная шкатулка; публика избалов.. на гастролёрами; гаш.. ная известь; выкраш.. ный отцом пол; воспит.. ный человек; средства влож.. ны в недвижимость; вещи утер.. ны в дороге; уничтож.. ные вредители; сраж.. ный пулей боец; се.. ная мука; распил.. ные дрова; следы пут.. ны; посаж.. ные деревья; отремонтиров.. ные тракторы; огорч.. ная девочка; наве.. ный сюжет; моч.. ные яблоки; исправл.. ный вовремя отчёт; вяз.. ная сестрой кофта; выкраш.. ный забор; воспит.. на мамой; не увер.. на в исходе; даль тума.. на; солё .. ные рыжики; смущ.. ная улыбка; потуш.. ный дождём костер; подстрел.. ная утка; плетё .. ная корзина; векселя отправл.. ны по назначению; огорож.. ная территория; нежд.. ное известие; кипяч.. ное молоко; руки искус.. ны комарами; зв.. ный ужин; запущ.. ная на орбиту; замеч.. на неточность; взволнов.. ный разговор; удосто.. ный внимания; сраж.. н искренностью; свежеиспеч.. ный хлеб; деревья посаж.. ны в саду; погаш.. ный костер; ове.. ный легендами; напечат.. ная статья; мощ.. ная булыжником площадь; лом.. ные прутья; кваш.. ная капуста; средства использов.. ны; замасл.. ная бумага; лыжи заброш.. ны на чердак; вар.. ный утром кофе; точ.. ные линии; тк.. ный золотом; зрители спокойны и сдерж.. ны; раньше объявл.. ного выступления; свеча потуш.. на ветром; полуразруш.. ная усадьба; организов.. ная комиссия; негаш.. ная известь; ков.. ный меч; испеч.. ная лепёшка; дисквалифициров.. ный. спортсмен; груж.. ная баржа; трава вытопт.. на; стремления возвыш.. ны.

    Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы прилагательных.

    Услыш.. ны всеми; увид.. ный в темноте; речи торжеств.. ны и проникнове.. ны; тка.. ная скатерть; стрел.. ный воробей; студентка сосредоточ.. на и внимательна; связ.. ная сестрой кофта; посеребрё .. ная цепочка; травы не покош.. ны; подпис.. ные листы; ученица организов.. на; неча.. ная радость; немощ.. ная улица; невымоч.. ная рыба; назв.. ный брат; линов.. ная тетрадь; ресурсы изыск.. ны; изд.. ный приказ; жж.. ный кофе; утомлё .. ный вздох; топле.. ное в печке масло; внимание сосредоточ.. но на упражнении; согласов.. ные действия; ран.. ный олень; просе.. ная мука; приглаш.. ные гости; понош.:ный костюм; пересол.. ный суп; огранич.. на временем; непринуждё .. ный разговор; кош.. ный по росе луг; копч.. ная колбаса; замеш.. ный в преступлении; датиров.. ный апрелем; чрезвычайно встревож.. ный; воды взволнов.. ны бурей; не раз чит.. ная книга; увер.. ный взгляд; туш.. ные грибы; никем не рыхле.. ная почва; пролож.. ная трасса; получ.. ная корреспонденция; лошади подков.. ны кузнецом; лица перекош.. ны гневом; облиц.. ванные стены; несе.. ная мука; незаконч.. ная повесть; двигались медл.. но; пирог испеч.. н; замеч.. ный недостаток; выслуш.. ные объяснения; мосты взорв.. ны; удруч.. ный вид; соверш.. н поджог дома; реш.. ный вопрос; растер.. ный вид; афиши раскле.. ны; высоко подброш.. ный; обеспоко.. ны новостями; нереш.. ная задача; небел.. ное полотно; загримиров.. ный артист; груж.. ный кирпичом прицеп; вяз.. ное платье; хож.. ные тропы;·истина установл.. на; сол.. ные огурцы; собр.. ный урожай; скош.. ная поляна; мука рассып.. на по столу; прокипяч.. ное молоко; ворота отвор.. ны сторожем; неразруш.. ный храм; судьба исковерк.. на; избалов.. ное дитя; засуш.. ные цветы; доставл.. ная телеграмма; выявл.. но много нарушений; беш.. ный ритм; услыш.. ный невзначай; увлеч.. ный человек; слом.. ная скамья; патроны расстрел.. ны; проведё .. ное собрание; печ.. ные яблоки; осуш.. ное болото; поля огранич.. ны рвом; нетк.. ная скатерть; поведение необдум.. но; назв.. ный в честь героя проспект; заслуж.. ный отдых; лица вымаз.. ны сажей.

    Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы прилагательных.

    1. Мы пошли на вал, возвышение, образов.. ное природой и укрепл.. ное частоколом. (П.) 2. Небо сплошь загорож.. но тёплыми невидимыми тучами. (Сер.) 3. В стойлах было около тридцати лошадей, выхол.. ных и вычищ.. ных на славу. (Т.) 4. Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина, устл.. ная белым волнистым ковром. (Л.) 5. Ночуем в охотничьем кабинете, увеш.. ном медвежьими шкурами, черепами и рогами оленей, лосей. (С.-М.) 6. Артём нажимал на подвеш.. ный к перекладине рычаг, раздувавший:кожаные мехи. (Н. О.) 7. Было тепло, и вокруг шумели сосны, и дорога под ногами была устл.. на шишками и иголками. (С. Вар.) 8. Но вдруг лицо Воронцова приняло рассе.. ное и унылое выражение. (Л. Т.) 9. Попытка французов пробиться к Калуге кончилась неудачей – и Наполеону пришлось идти пo разор.. ной дороге. (Н. Мих.) 10. Волчиха неслась мимо Василия слева направо, и он видел её ощер.. ную пасть, свеш.. ный набок язык, белые клыки. (Закр.) 11. Кругом стола было несколько некраш.. ных табуретов. (Л. Т.) 12. Я лежал на рва.. ной полости почти у самого шалаша. (Ч.) 13. На полках пo углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зелёного и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоч.. ные чарки всякой работы. (Г.)

    Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы прилагательных.

    1. Дорожки сада были усып.. ны ровным крупным гравием, хрустевш.. м под ногами, а с боков обставл.. ны большими розовыми раковинами. (Kyпp.)2. Мы вышли из леса, из влажной духоты в раскал.. ную сушь. (Наг.) 2. Размышления мои были прерв.. ны приходом одного из казаков. (Л.) 4. Избушка была заброш.. на, стёкла выставл.. ны. (Гайд.) 5. По сторонам стоял сосновый саж.. ный лес. (С. Вар.) 6. Я тихонько гладил лицо своё, как будто.обожж.. ное горячей пылью. (М. Г.) 7. Целый день слышался скрип немаза.. ных колёс водовозки, щёлканье кнута. (Кат.) 10. Девушка жадно вдыхала чистый вечерний воздух, густо насто.. ный запахами подсыхающих трав. (Пол.) 11. Всё в мирный сон погруж.. но. (Л.) 12. Мальчик осторожно пробрался через чёрную грязь водопоя, сплошь истык.. ную свиными копытцами. (Кат.) 13. Опять тянется выжж.. ная равнина, загорелые холмы, знойное небо, опять носится над землёю коршун. (Ч.) 14. Вот и изменило вам хвалё .. ное чувство собстве.. ного достоинства. (Т.)

    Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы прилагательных.

    1. Светлый кружок от фонаря скоро исчез, поглощ.. ный густым мраком беззвёздной и безлунной ночи. (Т.) 2. Со всех сторон горы, неприступные, красноватые скалы, обвеш.. ные плющом. (Л.) 3. Затихавшие волны несли излом.. ные рассе.. ные остатки ледяных полей. (Сер.) 4. Григорий вышел, дрожа улыбкой, с взбеш.. ными глазами. (Ш.) 5. Перед самым окном был ряд подстриж.. ных деревьев, чёрных с одной стороны и серебристо освещ.. ных с другой стороны. (Л. Т.) 6. Взбаламуч.. ная вода плескалась, набегая на·истопт.. ный, похолодевший за ночь песок. (Закр.) 7. На стене висели мотки верёвок, фонарь, два скрещ.. ных сигнальных флага. (Гайд.) 8. Забелели дачи, забелели домики местечка, редко разброс.. ные по пустынному берегу. (Сер.) 9. Владимир ехал полем, пересеч.. ным глубокими оврагами. (Л.) 10. Отраж.. ное дальними льдами упругое эхо с рокотом далеко покатилось по водной глади. (Сер.) 11. Лицо её было густо и неумело накраш.. но. (Ч.) 12. Заснеж.. ные пушистые ели местами зеленели бархатисто-неувядаемой хвоей. (Е. Ч.) 13. Я обогнул флигель и подошёл к заброш.. ному колодцу. (В. Вел.) 14. Воздух только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущ.. ная падением ветки. (Т.)

    Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы (Н или НН). Объясните написание.

    Бесприда.. ица, бессребре.. ик, варе.. ик; воспита.. ик, гости.. ица, гриве.. ик, дровя.. ик, дружи.. ик, избра.. ик, имени.. ик, ко.. ица, копчё .. ости. листве.. ица, мали.. ик, Масле.. ица, мороже.. ое, моше.. ик, муче.. ик, нефтя.. ик, путешестве.. ик, родстве.. ик, ряби.. ик, свяще.. ик, серебря.. ик ("мастер"), сребре.. ик ("монета"), сторо.. ик, утопле.. ик, уче.. ик.

    Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

    I. Умышле..но не заметил; поскользнуться нечая..но; говорил взволнова..но; беше..но мчаться; говорить убеждё..но; медле..но угасать; выглядеть стра..но; отвечать взвеше..но; обоснова..но опровергнуть; отвечал обдума..но.

    II. Мужестве..но бороться; жестикулировал разгорячё..но; выражаться тума..но; присутствовать постоя..но; выглядеть озабоче..но; испуга..но вздрогнуть; отвечать необдума..но; време..но уехать; приехать нежда..но-негада..но; поступать ветре..но.

    III. Организова..но работать; дружестве..но относиться; отвечали неувере..но; объяснил пута..но; встретить неожида..но; необыкнове..но яркий шарф; обращаться гума..но; кричал отчая..но; выполнить филигра..но; смотреть отрешё..но; убеждал взволнова..но.

    Литература

    1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения: Учебное пособие. М.: Неолит, 2000. (http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/part-002.htm)

    2. Водина Н.С., Иванова А.Ю. Культура устной и письменной речи. Справочник. Практикум. – М., 2001.

    3. Русский орфографический словарь // Под ред. В.В. Лопатина. – М., 2004.

    4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина – М: АСТ, 2009.

    5. Розенталь Д.Э, И.Б. Голуб Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М., 2003 (и другие издания).

    6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2008.

    Упражнение 100. Вставьте пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы. Обоснуйте ответ.

    Хлопоч..щий, трепещ..щий, др..мл..щий, хлещ..щий, волну..щий, плещ..щийся, стел..щийся, ре..щий, се..щий, кол..щий, бор..щийся, ро..щий, люб..щий, знач..щий, готов..щийся, кле..щий, терп..щий, дыш..щий, слыш..щийся, стро..щийся, пен..щийся, движ..щийся, скач..щий, тащ..щий, независ..щий, независ..мый, волну..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, замеча..мый, оклеива..мый, изменя..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, прочит..нный, обстрел..нный, зате..нный, посе..нный, обвяз..нный, осып..нный, увеш..нный, подвеш..нный, занавеш..нный, выслуш..нный, высме..нный, купл..нный, допил..нный, достро..нный, насто..нный, скле..нный, просмотр..нный, взлохмач..нный, удосто..нный, пристрел..нное ружьё, стрел..ный воробей, пристрел..нный кабан, выкач..нная из бака нефть, выкач..нная из подвала бочка, замеш..нное тесто, замеш..нный в преступлении человек, замасл..нный, навеш..нное бельё, навеш..нная дверь, перевеш..нный товар, перевеш..нное из шкафа на вешалку пальто.

    Упражнение 101. Вставьте пропущенные в суффиксах и окончаниях причастий и прилагательных гласные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .

    1. Около стро..щ..йся 3 купальни барахтается в воде плотник Герасим (Тургенев). 2. В Ломоносове было два бор..щ..хся призвания - поэта и учёного (Белинский). 3. На стене висели географические карты, все почти изорв..нные, но искусно закле..нные рукой Карла Ивановича (Л. Толстой). 4. Я беспощадно погонял измуч..нн..го коня (Лермонтов). 5. От надвига..щ..йся отовсюду растительности стало ещё теснее (Бунин). 6. Вдоль дороги дымились в росе вызр..вш.. 3 овсы (Шолохов). 7. Метелица вскинул голову и оглядел эту колебл..щ..юся 3 пёстр..ю толпу (Фадеев). 8. Между колёсами телег, полузавеш..нн..х коврами, горит огонь (Пушкин). 9. Егорушка вообразил себе шесть высок..х, рядом скач..щ..х колесниц (Чехов). 10. Всё утром дышит, ветерок играет в Тереке, на волнах вздымает зыбл..мый 3 песок (Лермонтов). 11. Вслушайтесь в дальн..й рокоч..щ..й гул (Л. Толстой). 12. Троекуров мало заботился о выигрыше зате..нн..го им дела (Пушкин). 13. Кое-где в ложбинках видны остатки та..щ..го снега (Л. Толстой). 14. Я заметил особый вид можжевельника, стел..щ..гося 3 по земле длинными плетями (Арсеньев). 15. Она свежа, как вешний цвет, взлеле..на в тени дубравной (Пушкин). 16. В котле, подвеш..нн..м на сучковатой палке, варилась рыба (Арсеньев). 17. В едва брезж..щ..м рассвете мы тихо шли по лесу (Соколов-Микитов). 18. Зарево на дальних высотах трепещ..щ..м румянцем отразилось (Лермонтов). 19. Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щ..й флажком связист (А.Н. Толстой). 20. Степь на многие вёрсты оделась колыш..щ..мся серебром (Шолохов). 21. В тёмных каменных трещинах зеленел, колебл..мый 3 ветром, дикий кустарник (Коптяева). 22. Лукьяныч отворил узк..ю дверь, окле..нн..ю обоями (Л. Толстой). 23. В искусственно возвыш..нн..х стойлах стояло около тридцати лошадей, выхол..нн..х и вычищенн..х на славу (Л. Толстой). 24. В прозрачн..м, насто..нн..м на кедров..й смоле воздухе чернели голые пики Верхоянского хребта (Алданов). 25. Последн.. тучка рассе..нн..й бури! Одна ты несёшься по ясн..й лазури (Пушкин).

    Упражнение 102. Вставьте, где необходимо, пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы и н .

    Вяз..ная кофта, вяз..ная сестрой кофта, связ..ная кофта, кофта связ..на; гружё..ный вагон, гружё..ный зерном вагон, выгруж..ный вагон, вагон выгруж..н; печё..ный картофель, печё..ный в золе картофель, выпеч..ный хлеб, хлеб выпеч..н; кипячё..ное молоко, вскипячё..ное молоко, некипячё..ное молоко, свежекипячё..ное молоко, кипячё..ное матерью молоко, молоко вскипяч..но; пис..ная красавица, непис..ный закон, испис..ные листы, пис..ный маслом портрет, портрет напис..н маслом; краш..ные полы, некраш..ные полы, свежекраш..ные полы, свежевыкраш..ные полы, выкраш..ные полы, краш..ные масляной краской полы, полы покраш..ны; пил..ный сахар, пил..ный на лесопилке лес, распил..ное бревно, бревно распил..но; мощё..ная дорога, немощё..ная дорога, вымощ..ная дорога, мощё..ная булыжником дорога, дорога вымощ..на булыжником; варё..ный картофель, свар..ный картофель, варё..ный в бульоне картофель, картофель свар..н, варе..ник; рва..ные штаны, порв..ные штаны, рва..ные в нескольких местах штаны, штаны порв..ы; лом..ный грош, слом..ная подкова, игрушка слом..на; плавл..ный сыр, расплавл..ный металл, монеты переплавл..ны; беш..ный ритм, взбешё..ный старик, беш..но сверкая глазами; пут..ный рассказ, запут..ная история, говорить пут..но, все нитки перепут..ны; гашё..ная известь, негашё..ная известь, погаш..ная сигарета, сигарета погаш..на; ран..ный солдат, изран..ный солдат, легкоран..ный солдат, легко ран..ный в ногу солдат, солдат изран..н; белё..ное полотно, небелё..ное полотно, побелё..ная стена, белё..ная в прошлом году мазанка, стена побел..на; се..ная мука, несе..ная мука, просе..ная мука, мука просе..на; тка..ный ковёр, сотк..ный ковёр, тка..ный вручную ковёр, домотка..ный ковёр, златотка..ные мантии; народ зва..ный и незва..ный, прозв..ный Батькой Пугачёв, назв..ный брат, назв..ный в честь отца сын.

    Упражнение 103. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .

    1. Слыш..т..ся сдерж..ный, неясный ш..пот ночи (Тургенев). 2. Вслед за тяжелоран..ными с баржи сошло десятка полтора тех, кто мог ещё ходить (Симонов). 3. Уж налились колосики, стоят столбы точё..ные, головки золочё..ные (Некрасов). 4. Пухн..т с м..кины живот, сеч..ный, муч..ный, верч..ный, круч..ный, еле Калина бр..дёт (Некрасов). 5. Пуг..ная ворона куста боится (пословица). 6. Отшлифов..ные пр..боем мокрые бока камней бл..стели, как лакиров..ные (Куприн). 7. Ну, брат, табак мочё..ный, что конь лечё..ный, никуда не годит..ся (Шолохов). 8. Безмолвно стояли брош..ные, с закрыт..ми 3 ставнями курени (Шолохов). 9. За нами тащилась запр..жё..ная пушка с за..жё..ным 3 фитилём (Пушкин). 10. Бабушка готовила обед из купл..ной провизи.. (М. Горький). 11. Желтоватой лентой вилась наезж..ная дорога (Пушкин). 12. Вон кучера и кухарки задают себе бал.., а я... я как брош..ная (Чехов). 13. (Рыбо) промышле..ик, весь обвеш..ный 3 копчё..ными кутумами, сушё..ными и солё..ными судаками, сидит между этой благодат..ю, как ч..рная туча (Г. Успенский). 14. Гружё..ные машины скат..вались с наезж..ного крут..го берега на лёд (Ажаев). 15. Лат..ный, рва..ный (полу) шубок держался на нём, как накрахмал..ный (Серафимович). 16. Здесь я увидел Михаила Пущина, ран..ного в прошлом году (Пушкин). 17. Её [дороги] ч..рные, давно не езж..ные колеи едва проступали в траве (Фадеев). 18. Целый день слышался скрип немаз..ных колёс (Катаев). 19. Шос..е было гладким, асфальтир..в..ным (Быков). 20. Лошади пошли ходкой рыс..ю, отбивая по льду ков..ными копытами (Серафимович). 21. У Лёньки в глазах блес..нула непрош..ная слеза (Симонов). 22. Обледенелые нечищ..ные тротуары да талый снег на огромных булыгах (Гиляровский). 23. Ноч..ю меня разбудил грохот оков..ных колёс (Паустовский). 24. В несколько дней сборы были конч..ы, вещи собр..ны 3 и увяз..ны (Аксаков). 25. Любка лежала на сундуке, укрытая пёстрым, стёг..ным одеялом, сшит..м 3 из ситц..в..х л..скутиков (Чехов). 26. Кое-где прогляд..вала из-под снега колея заброш..ной, нехож..ной дороги (Б. Полевой). 27. С плеч свисал жёв..ный, с о..тянутыми до колен карманами плащ (Федин). 28. Слова эти не произвели жела..ного действия (Л. Толстой). 29. Коли парень ты румян..ый, братец будешь мне назва..ный (Пушкин). 30. Я долго не мог связать атамана Уралова с этим нежда..ным-негад..ным старич..ком-затворником (Гладков). 31. Простор р..внины вливался в обвеш..ное редкими облаками небо (Федин). 32. Он вприпрыжку бежал к нам в пиджаке, увеш..ном орденами и медалями (Антонов). 33. Размеш..ную глину подавали на стройку в вагонетках (Ажаев). 34. Везде подвеш..ны провода (Антонов). 35. На столе в гранё..ных стаканчиках стояли настойки и наливки домашнего изготовления, на тарелках закуски: малосольные огурцы, марин..в..ные грибки и помидоры, кваш..ная вилочная капуста (Рыбаков). 36. Песок, сорв..ный с откоса, обрушился на отряд, закрутился как беш..ный (А.Н. Толстой). 37. Несказ..ным оч..рованием была полна степь (Шолохов). 38. Два пулемётные гнезда были аккуратно устро..ны, всюду были сдел..ны земл..ные полочки (Симонов). 39. На мостовой валялась раздавл..ная скорлупа краш..ных яиц (Федин). 40. Я там привёз вял..ной воблы (Мамин-Сибиряк). 41. А весна в этот год сияла невид..ными красками (Шолохов). 42. В пр..метах заключ..но много точного знания и поэзии (Паустовский). 43. Дорожки сада были усып..ны ровным крупным гравием, хрустевшим 3 под ногами, а с боков обставл..ны большими розовыми раковинами (Куприн). 44. Толстый дворецкий, бл..стя круглым бритым3 лицом и крахмал..ным бантом белого галстука, доложил, что кушан..е под..но (Л. Толстой). 45. Нервные люди вспыльчивы и неуравновеш..ны. 46. Шансы противников ещё не уравновеш..ны. 47. Подсудимый был оправд..н судом присяжных. 48. Чрезвычайные меры в половодье чрезвычайно оправд..ны. 49. Для решения этой проблемы были организов..ны специальные коми..сии. 50. Младшая дочь всегда была скромна, воспит..на и организ..в..на. 51. Теперь это дисциплинир..в..ные, подтянутые, опытные бойцы (Тихонов).

    Упражнение 104. Вставьте пропущенные н или нн .

    Балова..ый, бедстве..ый, безвреме..ый, безуста..ый, бережё..ый, берестя..ой, берестя..ик, бесписьме..ый, беспламе..ый, бессемя..ый, беше..ый, великомуче..ик, вербова..ый, верче..ый, вея..ое (зерно), взвинче..ый, више..ик, вклее..ый, влася..ица, воспита..ик, вулканизирова..ый, выветре..ый, гладкокраше..ый, вытача..ый, гости..ый (двор), датирова..ый, дела..ый, дисквалифицирова..ый, дожёва..ый, бракова..ый, ладо..ый, мудрё..о, песе..ик, ольша..ик, осведомлё..ость, первозда..ый, племя..ик, подветре..ый, прося..ой, се..ик, свежеиспечё..ый, стира..ый, стреля..ый (воробей), филигра..ый, удлине..ие, удлинё..ый, соля..ой, слоё..ый, студё..ый, утончё..ый, чека..ый, це..ость, цельнокрое..ый, ядрё..ый, ячме..ый, штопа..ый, пута..ик, пута..о, варе..ик; копчё..ости; мороже..ое, муче..ик, уче..ица, да..ик, прида..ое, бесприда..ица, избра..ик, избра..ица, утопле..ик, свяще..ик, дела..о, труже..ик, ставле..ик, воспита..ик, листве..ица, дружи..ик, гриве..ик, гости..ица, нефтя..ик, масле..ица, ветре..ик, конопля..ик, мали..ик, оси..ик, берез..як, бессребре..ик, сторо..ик, це..ик, моше..ик.

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    гимназия № 5

    муниципального образования

    город Новороссийск

    Разработка урока

    русского языка в 7 классе

    «Н и НН в прилагательных и причастиях.

    Знакомство с отглагольными прилагательными»

    учитель русского языка и литературы

    МАОУ гимназии № 5

    Котлярова И.А.

    Пояснительная записка

    На данном этапе изучения причастий обучающиеся знают, что причастия, имеющие приставки и /или зависимые слова, пишутся с удвоенной Н.

    Трудности освоения правила «-Н- и –НН- в прилагательных и причастиях» связаны с разграничением отглагольных прилагательных и причастий, во-первых, и с различением отглагольных и отымённых прилагательных (правила разные, о чём дети забывают), во-вторых.

    На данном уроке совершенствуются имеющиеся знания и умения, даётся новый материал (различение причастий и отглагольных прилагательных), повторяется правописание отымённых прилагательных.

    В приложении к уроку дается теоретический материал и правописание слов- исключений.

    Тема урока: Н и НН в прилагательных и причастиях. Знакомство с отглагольными прилагательными.

    Цели урока:

    1. Образовательная:

    закрепление сведений об условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

    обобщение и систематизация сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах частей речи, изученных ранее;

    выработка практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;

    повторение сведений о причастном обороте.

    2. Развивающая:

    способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

    3. Воспитательная:

    формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку.

    Оборудование: проектор, учебник, раздаточный материал.

    Задачи урока:

    установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости.

    Ход урока:

    l . Организационный момент.

    ll . Повторение пройденного.

    1 Когда в прилагательных пишется н -нн ? Сформулируйте правило.

    Назовите исключения.

    2 Как отличить отглагольные прилагательные с суффиксом -н- от причастия с -нн- ? Сформулируйте правило.

    Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?

    3 Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?

    Повторение. Работа над предложениями. Синтаксический разбор предложений.

    Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом. (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

    Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере.

    (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

    lll Этап актуализации знаний с целью подготовки к восприятию новых знаний

    Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

    кожа - кожан ый: песок, рожь;

    барабан - барабанн ый: брань, ураган, карман, туман, весна, рань;

    глина - глинян ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

    вязать - вязан ый: драть, звать, путать, ковать, жевать, резать, стирать;

    валять - валян ый: веять, паять, сеять, стрелять.

    Графически объясните написание н и нн в словах:

    кошен ый луг - некошен ый, скошенн ый и кошенн ый по росе луг;

    выкрашенн ый забор - крашен ый - давно не крашен ый - некрашен ый;

    неткан ая скатерть - тканн ая золотом - сотканн ая - несотканн ая;

    ранен ый воин - раненн ый в бою - легкоранен ый - поранен ы плугом;

    жжен ый сахар - полусожженн ая рукопись - выжженн ая пустыня.

    Вставить Н или НН, указать часть речи и выделить причастные обороты.

    1) По стенам висели пучки засуше...ых трав, связки сморще...ых корешков и кухо...ая посуда (К.Паустовский).

    2) Заплата...ые извозчичьи армяки с жестя...ыми номерами зарябили в глазах (К.Паустовский).

    3) Наша бригада вошла в броше...ую жителями, разоре...ую и полувыжже...ую турецкую деревню (В.Гаршин).

    4) Армия таяла, как броше...ые в печь оловя...ые солдатики (А.Н.Толстой).

    5) В этот странный час светлой и тума...ой осе...ей ночи запуще...ый парк казался печальным и таинстве...ым, как заброше...ое кладбище (А.Куприн).

    6) Желтели стены, выкраше...ые масля...ой краской, захвата...ые гряз...ыми пальцами (К.Паустовский).

    7) На большие столы без скатертей поставили по нескольку деревя...ых краше...ых и золоче...ых мисок с жидкою пше...ою кашицей(В.Гаршин).

    8) Их обогнал человек в рва...ом пальто и соломе...ой шляпе (А.Н.Толстой).

    9) Стены выбеле...ы известкой, а снизу выкраше...ы коричневой масля...ой краской (А.Куприн).

    10) На пусты...ой улице показалась странная фигура испуга...ого человека (А.Н.Толстой).

    11) Дворцы гляделись в Неву расстреля...ыми пусты...ыми окнами (А.Н.Толстой).

    12) Он лежал в чьем-то овчи...ом зипуне, окруже...ый целой толпой народа (А.Куприн).

    Учитель обращает внимание учащихся на выделенные слова из 7 и 8 предложений, предлагает определить часть речи. Часть ребят считает эти слова прилагательными, другие – причастием, высказываются доводы «за» и «против». После дискуссии вводится новый термин « отглагольные прилагательные».

    IV . Новый материал:

    Отглагольные прилагательные:

    1) Образуются только от глаголов несовершенного вида: кипяченый от кипятить , жженый от жечь .

    Исключения: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный.

    Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это причастие: решенный от решить , брошенный от бросить .

    Исключения: смышленый, названый .

    2) Без приставок: жареная котлета, путаный ответ. Если к прилагательному прибавляется приставка НЕ -, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известь - негашеная известь; глаженое белье - неглаженое белье.

    У причастий могут быть приставки: под-жаренное мясо, за-путанные следы.

    3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов: сушеные грибы, квашеная капуста. У причастий могут быть зависимые слова: сушенные на солнце грибы, квашенная на зиму капуста.

    4) Отглагольные слова на -ованный, -еванный - прилагательные, они всегда пишутся с двумя н (оккупированный, эвакуированный).

    V . Физкультминутка.

    С целью профилактики появления близорукости и ее прогрессирования использую такие специальные упражнения для глаз, которые можно применять как в регламентированных занятиях физической культурой, так и самостоятельно (особенно желательно включить эти упражнения в физкультминутки, проводимые на уроках). Приведу несколько упражнений, предложенных профессором Э.С.Аветисовым.

      И.п. – сидя. Крепко зажмурить глаза (3 – 5 сек), затем открыть на 3 – 5 сек. Повторить 5 – 7 раз.

      И.п. – сидя. Моргать быстро в течение 20 – 30 сек. Упражнение улучшает кровообращение.

      И.п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко в течение 1 – 2 сек. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

      И.п. – сидя. Закрытые веки массировать пальцем легкими круговыми движениями в течение 20 –30 век. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

    И.п. – стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 сек, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и

    VI . Тренировочные упражнения:

    1 . Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки.

    Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, стеганая куртка, путаный ответ.

    2. Превратить причастия в прилагательные.

    Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, вымощенная улица, перегруженная машина, жаренная в масле картошка.

    3. От данных глаголов образовать отглагольные прилагательные или причастия, подобрать к ним существительные.

    Хвалить, решить, косить, лишить, пустить, пленить, точить, плести.

    4. Превратить прилагательные в причастия, а причастия в прилагательные:

    распиленное бревно - пиленый сахар, кованый меч - закованный в цепи.

    Тканая скатерть, вязаный шарф, травленый волк, заштопанный рукав, нехоженая тропинка.

    5. От прилагательных образовать полное и краткое причастия, подобрать к ним существительные:

    ломаная линия - сломанный карандаш, игрушка сломана.

    Мороженая рыба, вареное яйцо, сеяные травы, путаный рассказ, неглаженая рубашка.

    Выборочный диктант (в 1-м столбике запишите слова с н , во 2-м - с нн ).

    Размешанн ые краски

    Бесценн ая вещь

    Выкрашенн ые лавки

    Поляна освещен а

    Ткан ый узор

    Туристы размещен ы

    Комиссия образован а

    Румян ые лица

    Свин ые окорока

    Некрашен ая ткань

    Писан ая красавица

    Тетрадь исписан а

    Кожан ый портфель

    Ветрен ый день

    Ветрян ой двигатель

    Безветренн ый день

    Рассеянн ый мальчик

    Нечаянн ая ошибка

    Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

    Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква. 11) На большие столы без скатертей поставили по нескольку деревя...ых краше...ых и золоче...ых мисок с жидкою пше...ою кашицей(В.Гаршин).

    12) Их обогнал человек в рва...ом пальто и соломе...ой шляпе (А.Н.Толстой).

    Контрольный словарный диктант

    Масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названный брат, раненный в грудь, странный случай, целинный урожай, подлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

    VII . Итог урока.

    VIII . Домашнее задание.

    Домашним заданием будет упражнение № …

    Откройте сейчас его, внимательно посмотрите задание и, если появятся вопросы, задайте их.
    Напоминание: чтобы определить, что перед нами – причастие или отглагольное прилагательное, нужно посмотреть на вид глагола, от которого оно образовано. От глаголов совершенного вида образуются причастия, от глаголов несовершенного вида – отглагольные прилагательные.

    Приложение к уроку

    Правописание НН и Н в причастиях

    и отглагольных прилагательных.

    Нн- пишутся:

    1. В суффиксах полных страдательных причастий, образованных от глаголов несов. вида и употреблённых с зависимыми словами:
    жаренный на масле картофель, метко брошенный камень,
    недавно крашенный забор, вязанная крючком кофта.

    2. В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов сов. вида без приставок и с приставками (кроме не-):
    сложенный конверт, запутанный вопрос,
    брошенный в речку мяч, размеренные движения.

    Исключение: смышлёный.

    Следует запомнить написание слов:
    названый (брат), посажёный (отец), приданое (невесты),
    прощёное (воскресенье), конченый (человек),

    которые в современном русском языке не являются причастиями.

    Сравните:
    названный в честь деда Александром,
    посаженный на почётное место отец,
    приданное воинской части пополнение.

    Пишутся с нн отглагольные прилагательные на -ованный, -ёванный (т.е. имеющие

    суффиксы -ова-нн-, -ёва-нн-) :
    балованный ребёнок, корчёванный участок, рискованный поступок.

    В словах кованый, жёваный написание н или нн подчиняется общему
    правилу:
    кованый сапог – (нет зависимых слов, образовано от глагола несов. вида)
    кованный в кузнице лемех – (есть зависимое слово "в кузнице")
    окованная дверь – (образовано от глагола сов. вида).
    (-ов- и -ев- входят в состав корня).

    Отглагольные прилагательные образуются от бесприставочных глаголов несовершённого вида и не имеют при себе пояснительных слов, кроме наречий степени совершенно, очень, абсолютно и пр...

    Такие отглагольные прилагательные пишутся с одним н:
    жареный картофель (жарить – гл. нес. вида),
    крашеная крыша, вязаный шарф, стриженый пудель.

    Наличие частицы не- не влияет на написание:
    незваный гость, некрашеная крыша, нестриженый пудель.

    При наличии зависимых слов или приставки сохраняется значение причастий, которые пишутся с нн.
    Сравните: Вяленая рыба – (отглагольное прилагательное),
    вяленная на солнце рыба – (причастие),
    провяленная рыба – (причастие).
    Написание н или нн в сложных прилагательных подчиняется общему правилу:
    свежекрашеный (красить, несов. вид), выкрашенный (выкрасить, сов. вид).

    В сочетаниях читаная – перечитаная, стираное – перестираное бельё
    и т.п.
    оба слова следует писать с одним н в целях единообразия.

    Исключения:
    невиданный медленный священный
    негаданный деланный считанные
    нежданный желанный обещанный
    неслыханный жеманный штукатуренный
    нечаянный чеканный
    неожиданный чванный

    Краткое обобщение предыдущих правил
    нн пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилага-тельных, образованных от глаголов.
    1. Есть приставки, кроме не- засушенный цветок
    2. Если слово на –ованный, ёванный консервированные овощи

    но: кованый, жёваный
    3. Есть зависимые слова жаренные на сковородке пирожки
    4. Слово образовано от бес- брошенная (от гл. бросить) деревня
    приставочного глагола сов. вида но: раненый
    5. В полных страдательных дрессированный, проверенные
    причастиях прошедшего времени

    Обратите внимание!
    Клятва сдержана = клятву сдержали (можно заменить спрягаемой глагольной формой), значит, сдержана – краткое страдательное
    причастие.
    Девочка весьма сдержанна и замкнута (спрягаемой глагольной формой заменить нельзя), значит, сдержанна – краткое прилагательное.
    В кратких отглагольных прилагательных пишется столько н, сколько и в полных
    рассеянная девочка – девочка рассеянна,
    путаное и неубедительное объяснение – объяснение путано и неубедительно.

    В отличие от кратких прилагательных краткие формы страдательных причастий

    прошедшего времени всегда пишутся с одним н:
    Самые мягкие и трогательные стихи (что с ними произошло?) написаны
    русскими поэтами об осени. Капли дождя (что с ними произошло?) рассеяны по стеклу.

    1. отглагольных прилагательных с -н- и причастий с -нн -: путаный ответ – запутанный ответ; кошеная...
    2. Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

      Образовательная программа

      Суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагатель- ных. ... современном мире. Цель: знакомство с учебником, его структурой... орфографию: правописание Н и НН в прилагательных , причастиях , наречиях. Цель: повторить правило...

    3. Учебник русского языка ПРЕДИСЛОВИЕ

      Учебник

      Речи, упо­требление отглагольных существи­тельных, ... уже означает «вступить в знакомство ». Ср. в поэме Н. ... НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ В прилагательных , образованных от глаголов, может писаться как н, так и нн . Пишется нн : а) в прилагательных ...

      Тип урока: урок изучения новых знаний.

      Оборудование урока (Приложение 1).

      ХОД УРОКА:

      I. Организационный момент.

      II. (Слайды № 2-3)

      Упражнение 1. Дайте правильный ответ.

      А) Имя прилагательное

      Б) Имя существительное

      В) Глагол.

      Книга - наш надёжный помощник.

      А) первое

      Б) третье

      В) четвертое.

      А) верного (друга)

      Б) о хорошей (книге)

      В) интересный (сюжет).

      А) сказуемое

      Б) дополнение

      В) определение.

      А) по родам

      Б) по числам

      В) по спряжению.

      А) красивее

      Б) богатейший

      В) более интересный.

      Упражнение 2. Задание:

      I вариант

      II вариант

      (Слайд № 5)

      (Слайд № 6) Имена прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов. Например: картина - картинный, весна - весенний, двое - двойной, авиация - авиационный. Когда пишется Н, а когда НН?

      торжество - …;

      осень - …

      дерево - …;

      конституция - …;

      глина - …;

      лебедь - …

      2. Физпауза (Слайд № 9)

      Потрудились - отдохнём,

      Встанем, глубоко вздохнём.

      Руки в стороны, вперёд,

      Влево, вправо поворот.

      Три наклона, прямо встать.

      Руки вниз и вверх поднять.

      Руки плавно опустили,

      Всем улыбки подарили.

      . (Слайд № 10)

    • з елёный
    • синий
    • пряный
    • свиной
    • багряный
    • бараний
    • фазаний
    • румяный
    • тюлений

    ценная вещь - вещь ценна

    ветреная погода - погода ветрена

    Но в краткой форме прилагательных мужского рода всегда пишется одно н:
    мужественный - мужествен, осторожный - осторожен.

    Формулировка правила:

    законные документы - документы законны

    длинная нить - нить длинна

    длинное слово- слово длинно

    румяное яблоко -

    румяный человек -

    румяная щека -

    1. Сегодня ветре.ая погода.
    2. Дорога покрыта ледя.ой коркой.
    3. Я живу в каме.ом доме.
    4. Тот исти. ый друг, кто честен и прям.
    5. Мы пошли на земля.ой вал.

    7. Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе две Н, а потом прилагательные с одной Н в суффиксе. (Слайд № 14)

    Станции…ый, кури.ый, торжестве…ый, овся…ый, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, песча…ый.

    8. Взаимопроверка . (Слайд № 15)

    9. Буквенный диктант. (Слайд № 16)

    • торжественный
    • ветреный
    • туманный
    • ледяной
    • организационный
    • лебединый
    • кожаный
    • стеклянный
    • багряный

    10. Проверка: (Слайд № 17)

    1 вариант

    1. тума.ая погода

    2. ветре.ый день

    3. пря.ый запах

    4. кури.ый бульон

    5. маши.ая работа

    6. болезне.ое состояние

    7. здание совреме.о

    8. стари.ые часы

    2 вариант

    1. ю.ое лицо

    2. ледя.ая гора

    3. вещь це.а

    4. петуши.ые бои

    5. жестя.ая коробочка

    6. жизне.ая драма

    7. величестве.ая колонна

    8. лебеди.ый крик

    (Слайд № 20) Оценка:

    С чем познакомились в ходе урока? Чему научились? (с правописанием Н и НН в суффиксах прилагательных, научились различать, когда писать в прилагательных одну Н, а когда две Н.) (Слайд № 21)

    Было интересно.
    Было трудно.
    Я выполнял задания.
    Теперь я могу.
    Я научился.

    VII. Домашнее задание.

    Просмотр содержимого документа
    «Н и НН в прил»

    Тема урока: Правописание Н и НН в прилагательных.

    Цели урока:

      Образовательная : познакомить учащихся с орфограммой «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных».

      Развивающие : совершенствовать умения применять орфограмму; развивать умение излагать свои мысли, аргументировать, доказывать, а также умение выслушать друг друга, формировать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся.

      Воспитательная : воспитывать внимательность, самостоятельность и любознательность.

    Тип урока: урок изучения новых знаний.

    Оборудование урока : мультимедийный проектор, карточки с правилами, памятками, презентация «Н и НН в прилагательных» PowerPoint (Приложение 1).

    ХОД УРОКА:

    I. Организационный момент.

    (Слайды № 2-3)

    Упражнение 1. Дайте правильный ответ.

    1) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

    А) Имя прилагательное

    Б) Имя существительное

    В) Глагол.

    2) Какое слово называет признак предмета?

    А) первое

    Б) третье

    В) четвертое.

    3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

    А) верного (друга)

    Б) о хорошей (книге)

    В) интересный (сюжет).

    4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

    А) сказуемое

    Б) дополнение

    В) определение.

    5) Имя прилагательное не изменяется

    А) по родам

    Б) по числам

    В) по спряжению.

    6) Найдите прилагательное в превосходной простой степени:

    А) красивее

    Б) богатейший

    В) более интересный.

    7) Найдите ряд с притяжательными прилагательными:

    А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь

    Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог

    В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора.

    Упражнение 2. Задание:

    Определить написание НЕ с прилагательными и объяснить.

    I вариант

    Лёгкий туман лёг на (не) широкую речку. Туман стал (не) плотным, а каким-то розоватым. С гор сбегает совсем (не) широкий ручей. Это была вовсе (не) высокая гора.

    II вариант

    Мы пошли вовсе (не) ближней толпой. Это была совсем (не) высокая скалистая гора. Мы перешли через (не) глубокий, а мелкий овраг. Из тумана выступили (не) большие кусты.

    III. Объявление темы урока, постановка целей, обозначение проблемы. (Слайд № 5)

    (Слайд № 6) Имена прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов. Например: картина – картинный, весна – весенний, двое – двойной, авиация – авиационный. Когда пишется Н, а когда НН?

    IV. Изучение правила по таблице (Слайд № 7) (таблица у каждого ученика)

    1. Суффиксы –АН, –ЯН, –ИН

    кожАНый ГлинЯНый ГусИНый

    1. Исключения: деревЯННый

    стеклЯННый

    оловЯННый

    2. Исключение: ветрЕНый

    2. Суффиксы –ЕНН, –ОНН:

    соломЕННый, революциОННый

    3. Н в корне + Н в суффиксе: чугуННый

    V. Закрепление орфограммы, тренировочные упражнения.

    1. Образовать от данных существительных прилагательные. Обосновать выбор Н или НН в суффиксах: (Слайд № 8) (в тетрадях и у доски)

    торжество - …;

    осень - …

    дерево - …;

    конституция - …;

    глина - …;

    лебедь - …

    2. Физпауза (Слайд № 9)

    Потрудились - отдохнём,

    Встанем, глубоко вздохнём.

    Руки в стороны, вперёд,

    Влево, вправо поворот.

    Три наклона, прямо встать.

    Руки вниз и вверх поднять.

    Руки плавно опустили,

    Всем улыбки подарили.

    3. Знакомство с прилагательными, не имеющими суффиксов . (Слайд № 10)

    Изучение памятки «Запомни слова!» (памятка у каждого ученика)

      з елёный

    • багряный

    4. Знакомство с правописанием Н в кратких прилагательных:

    Работа по учебнику: страница 139.

    ценная вещь – вещь ценна

    ветреная погода – погода ветрена

    Но в краткой форме прилагательных мужского рода всегда пишется одно н:
    мужественный – мужествен, осторожный – осторожен.

    Формулировка правила:

    Образуйте краткую форму от прилагательных по образцу: (Слайд № 11)

    законные документы - документы зако нн ы

    длинная нить - нить дли нна

    длинное слово- слово дли нно

    румяное яблоко -

    румяный человек -

    румяная щека

    5. Тренировка в различении суффиксов. Изучение памятки «Различай!» (Слайд № 12) (памятка у каждого ученика)

    6. Объясни написание пропущенных букв : (Слайд № 13) (устная работа)

      Сегодня ветре...ая погода.

      Дорога покрыта ледя...ой коркой.

      Я живу в каме...ом доме.

      Тот исти... ый друг, кто честен и прям.

      Мы пошли на земля...ой вал.

    7. Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе две Н , а потом прилагательные с одной Н в суффиксе. (Слайд № 14)

    Станции…ый, кури..ый, торжестве…ый, овся…ый, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, песча…ый.

    8. Взаимопроверка . (Слайд № 15)

    9. Буквенный диктант. (Слайд № 16)

    Учитель читает слова, учащиеся заполняют таблицу

      торжественный

      ветреный

      туманный

    • организационный

      лебединый

    • стеклянный

      багряный

    10. Проверка: (Слайд № 17)

    11. Проверка первичного усвоения знаний (можно с использованием таблицы и памяток «Проверь себя») (Слайд № 18, 19)

    1 вариант

    1. тума...ая погода

    2. ветре...ый день

    3. пря...ый запах

    4. кури...ый бульон

    5. маши...ая работа

    6. болезне...ое состояние

    7. здание совреме...о

    8. стари...ые часы

    2 вариант

    1. ю...ое лицо

    2. ледя...ая гора

    3. вещь це...а

    4. петуши...ые бои

    5. жестя...ая коробочка

    6. жизне...ая драма

    7. величестве...ая колонна

    8. лебеди...ый крик

    (Слайд № 20) Оценка:

      “5” - за 14-16 правильных ответов

      “4” - за 11 -13 правильных ответов

      “3” - за 8- 10 правильных ответов

      “2” - за 5 - 7 правильных ответов

      “1” - за 4 и менее правильных ответов

    VI. Подведение итогов. Рефлексия.

    – С чем познакомились в ходе урока? Чему научились? (с правописанием Н и НН в суффиксах прилагательных, научились различать, когда писать в прилагательных одну Н, а когда две Н.) (Слайд № 21)

    Было интересно...
    Было трудно...
    Я выполнял задания...
    Теперь я могу...
    Я научился...

    VII. Домашнее задание. Параграф 46, упражнение 393. (Слайд № 22)

    Просмотр содержимого презентации
    «Н и НН в прилагательных»

    • 1) Какая часть речи называет различные признаки предметов?
    • А) Имя прилагательное
    • Б) Имя существительное
    • В) Глагол
    • 2) Какое слово называет признак предмета?
    • Книга – наш надёжный помощник.
    • А) первое
    • Б) третье
    • В) четвертое
    • 3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:
    • А) верного (друга)
    • Б) о хорошей (книге)
    • В) интересный (сюжет)

    Урок русского языка в 6 классе на тему: «Правописание Н и НН в прилагательных»


    Повторение изученного о прилагательном.

    1) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

    А) Имя прилагательное

    Б) Имя существительное

    В) Глагол

    2) Какое слово называет признак предмета?

    Книга – наш надёжный помощник.

    А) первое

    Б) третье

    В) четвертое

    3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

    А) верного (друга)

    Б) о хорошей (книге)

    В) интересный (сюжет)


    Повторение изученного о прилагательном. Дайте правильный ответ и объясните свой выбор.

    4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной

    А) сказуемое

    Б) дополнение

    В) определение

    5) Имя прилагательное не изменяется

    А) по родам

    Б) по числам

    В) по спряжению

    6) Найдите прилагательное в превосходной степени

    А) красивее

    Б) богатейший

    В) более интересный


    Задание: Определить написание НЕ с прилагательными и объяснить.

    I вариант

    Лёгкий туман лёг на (не) широкую речку. Туман стал (не) плотным, а каким-то розоватым. С гор сбегает совсем (не) широкий ручей. Это была вовсе (не) высокая гора.

    II вариант

    Мы пошли вовсе (не) ближней толпой. Это была совсем (не) высокая скалистая гора. Мы перешли через (не) глубокий, а мелкий овраг. Из тумана выступили (не) большие кусты.


    Тема урока: Правописание Н и НН в прилагательных

    Цели урока:

    1. Узнать, когда в прилагательных пишется одна буква Н, а когда две буквы Н,

    2. научиться применять правило на практике.



    1.Суффиксы –АН, –ЯН, –ИН

    кож АН ый Глин ЯН ый Гус ИН ый

    1. Исключения: дерев ЯНН ый

    2.Исключение: ветр ЕН ый

    стекл ЯНН ый

    2. Суффиксы –ЕНН, –ОНН

    олов ЯНН ый

    солом ЕНН ый, революци ОНН ый

    3. Н в корне + Н в суффиксе

    чугу НН ый


    От данных существительных образуйте прилагательные. Обоснуйте выбор Н или НН в суффиксах:

    торжество - …;

    осень - …

    дерево - …;

    конституция - …;

    глина - …;

    лебедь - … .


    • Потрудились - отдохнём,
    • Встанем, глубоко вздохнём.
    • Руки в стороны, вперёд,
    • Влево, вправо поворот.
    • Три наклона, прямо встать.
    • Руки вниз и вверх поднять.
    • Руки плавно опустили,
    • Всем улыбки подарили.

    Запомни слова!

    зелёный юный

    синий бараний

    пряный фазаний

    свиной багряный

    румяный тюлений


    Образуйте краткую форму от прилагательных:

    законные документы - документы зако нн ы

    длинная нить - нить дли нна

    длинное слово- слово дли нно

    Но в краткой форме прилагательных мужского рода всегда пишется одно н: мужественный – мужествен.

    румяное яблоко - ?

    румяный человек - ?

    румяная щека - ?


    Различай!

    • Масляный
    • Масленый

    разведённый на масле, работающий на масле

    намазанный, пропитанный маслом

    (печенье, двигатель);

    (блин, рука, каша);

    • Соляной
    • Солёный

    состоящий из соли (столб);

    • Ветряной
    • Ветреный

    (двигатель, оспа)

    (день, человек)


    Объясни написание пропущенных букв

    1. Сегодня ветре…ая погода.

    2. Дорога покрыта ледя…ой коркой.

    3. Я живу в каме…ом доме.

    4. Тот исти… ый друг, кто честен и прям.

    5. Мы пошли на земля…ой вал.


    Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе две Н, а потом прилагательные с одной Н в суффиксе .

    Станцио…ый, кури…ый, овся…ый, торжестве…ый, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, торфя…ой, звери…ый, экскурсио…ый, стекля…ый, письме…ый, песча…ый.


    Взаимопроверка

    станционный

    торжественный

    куриный

    овсяный

    обеденный

    оловянный

    кожаный

    торфяной

    деревянный

    экскурсионный

    звериный

    песчаный

    стеклянный

    письменный


    Буквенный диктант

    • Заполнить таблицу: Н или НН

    Проверь себя:


    Проверь себя (1 вариант).

    5. маши…ая работа

    6. болезне…ое состояние

    7. здание совреме…о

    8. стари…ые часы

    1. тума…ая погода

    2. ветре…ый день

    3. пря…ый запах

    4. кури…ый бульон


    Проверь себя (2 вариант).

    1. ю…ое лицо

    5. жестя…ая коробочка

    2. ледя…ая гора

    6. жизне…ая драма

    3. вещь це…а

    7. величестве...ая колонна

    4. петуши…ые бои

    8. лебеди…ый крик


    • «5» - за 8-7 правильных ответов
    • «4» - за 6-5 правильных ответов
    • «3» - за 4-3 правильных ответов
    • «2» - за 2-0 правильных ответов

    • Было интересно … Было трудно … Я выполнял задания… Теперь я могу… Я научился…

    Домашнее задание

    Параграф 46, упражнение 393 .